Действующий

О КОНЦЕПЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ


 3. Государственный контроль за ходом проведения приватизации и постприватизационным развитием предприятий


Цель государственного контроля - минимизация рисков в отношении использования государственного имущества, безусловной реализации принимаемых новыми собственниками инвестиционных и социальных обязательств, гарантированного получения средств от приватизации в планируемых объемах и в установленные сроки.

Этапы государственного контроля:

- подготовка государственного имущества к приватизации;

- непосредственная реализация приватизационных процедур;

- выполнение новым собственником взятых на себя обязательств.

Государственный контроль на этапе подготовки государственного имущества к приватизации должен включать в себя:

- контроль за целесообразностью выбора тех или иных объектов государственной собственности в качестве объектов приватизации;

- контроль конкурсной процедуры выбора финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества;

- поэтапный контроль за действиями финансовых консультантов и оценщиков государственного имущества при выполнении ими предусмотренных процедур;

- контроль за обоснованностью выбора параметров, определяющих решения о приватизации государственного имущества (величина отчуждаемых пакетов акций, способ приватизации, сроки приватизации, цена приватизируемого имущества и т.п.). Одним из важных моментов такой процедуры должен стать контроль за обязательным учетом структуры потенциального спроса на приватизируемое имущество.

Государственный контроль на этапе непосредственной реализации приватизационных процедур должен предусматривать:

- тщательный анализ претендентов на право участия в аукционах и коммерческих конкурсах по продаже государственного имущества (анализ деловой репутации претендентов, продолжительности их деятельности, данных об источниках средств, которыми осуществляется оплата приватизируемого имущества и др.);

- тщательный анализ бизнес-планов по выполнению инвестиционных или социальных обязательств, принимаемых новыми собственниками по условиям коммерческих конкурсов (возможность реализации принимаемых обязательств в установленные сроки, достаточность собственных средств для их реализации, обеспеченность бизнес-планов необходимыми ресурсами и т.д.).

Государственный контроль на этапе выполнения новым собственником взятых на себя обязательств должен включать в себя:

- разработку для приватизированных предприятий системы показателей их постприватизационного развития с учетом отраслевых особенностей, специфики производимой продукции и других факторов;

- контроль за обязательным соблюдением разработанной системы показателей постприватизационного развития предприятий;

- контроль за своевременным и полным исполнением новыми собственниками принятых на себя инвестиционных или социальных обязательств, внедрение процедур, минимизирующих риски неисполнения таких обязательств (от штрафных санкций до возвращения объектов в собственность государства);

- контроль за характером использования приватизированных объектов, условиями приватизации которых предусматривались определенные ограничения (объекты социального назначения, памятники истории и культуры и др.);

- контроль и блокирование действий акционерных обществ с долей участия государства, направленных на снижение размеров государственных пакетов акций.

Постприватизационный контроль государства должен сопровождаться постприватизационной поддержкой предприятий.

Такая поддержка может включать в себя:

- консалтинговое сопровождение предприятий на льготных условиях, включая инвестиционный, финансовый, юридический, управленческий и кадровый консалтинг;

- организационную поддержку при освоении новой продукции и занятии новых рыночных ниш, государственную поддержку квалифицированными кадрами.