Количество государственных предприятий и их круг в настоящее время не является сознательным выбором (решением) государственных органов, принятым исходя из оценки своих функций и задач. В число действующих государственных предприятий входят и предприятия, подлежащие приватизации, но не приватизированные по ряду причин (в основном, в силу низкой ликвидности имущества).
Предусмотренные гражданским законодательством и существующие в настоящее время организационно-правовая форма государственного унитарного предприятия и институт права хозяйственного ведения имеют ряд отрицательных свойств.
Юридическая конструкция права хозяйственного ведения, предоставляет субъекту такого права широкий круг полномочий по владению, пользованию, распоряжению имуществом собственника.
Реально эти полномочия осуществляются единоличным органом предприятия - его руководителем, взаимоотношения которого с собственником находятся в сфере действия законодательства о труде. Напротив, круг полномочий собственника в отношении имущества, находящегося в хозяйственном ведении, определен исчерпывающим образом. Вмешательство государственных органов в деятельность соответствующих предприятий (их руководителей) вне установленного круга полномочий является неправомерным.
В частности, руководители государственных унитарных предприятий бесконтрольно управляют финансовыми потоками этих предприятий, в т.ч. самостоятельно принимают решения о направлениях использования прибыли. Они не связаны необходимостью согласования своих решений с собственником имущества (за исключением вопросов распоряжения недвижимым имуществом).
Устаревшее трудовое законодательство, эффективно защищая трудовые права руководителей, приводит к значительным трудностям применения к ним мер ответственности и, как следствие, к отсутствию реального стимула улучшать качество управления.
Полномочия собственника, предусмотренные действующим законодательством, в ряде случаев не дают ему возможность требовать от руководителей достижения определенных качественных показателей в деятельности предприятий, изымать неиспользуемое или используемое не по назначению имущество.
Порядок взаимодействия различных государственных органов между собой при осуществлении полномочий собственника в отношении имущества федеральных государственных предприятий, должным образом не регламентирован.
Для государственных унитарных предприятий не предусмотрено обязательное требование проведения периодических аудиторских проверок. Без этого контроль за их финансово-хозяйственной деятельностью существенно затруднен.
Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие цели и задачи создания государственных унитарных предприятий, а также порядок их функционирования. Воспроизводство основных средств практически не осуществляется. Основные фонды постепенно стареют.
На практике, широкие полномочия руководителей в отсутствие действенных инструментов и установленного порядка управления, контроля и мотивации руководителей приводят к:
- переводу части финансовых потоков государственных унитарных предприятий в фирмы - спутники, создаваемые с целью изменения направления финансовых потоков. В результате вся прибыль, которую могли бы получить государственные унитарные предприятия, оседает именно в этих фирмах;
- заключению сделок, в которых имеется заинтересованность руководства предприятия, что приводит к искусственному завышению себестоимости продукции;
- отсутствию у государственных органов актуальной информации о состоянии дел в государственных предприятиях;
- невозможности государственных органов предотвратить негативные последствия неквалифицированной или противоправной деятельности руководителей;
- росту количества неплатежеспособных государственных предприятий. Отсутствует практика получения собственником части прибыли государственного предприятия за пользование государственным имуществом.