Система здравоохранения области представлена 117 стационарными и амбулаторно-поликлиническими лечебными учреждениями, центрами госсанэпиднадзора и санаторно-профилактическими учреждениями.
Сложившиеся в здравоохранении подходы в значительной степени ориентированы на затратные технологии. Значительная доля затрат приходится на дорогостоящую стационарную помощь. В области ежегодно госпитализируется почти каждый 4 житель, при этом часть госпитализированных не требует интенсивного лечения и круглосуточного наблюдения в условиях стационара. За 1999 год программа государственных гарантий оказания медицинской помощи по амбулаторно-поликлиническим видам выполнена только на 83 процента, в то же время по стационарным видам помощи выполнение составило 124 процента.
В области проводится целенаправленная работа по реструктуризации коечной сети, повышению эффективности ее использования, снижению затратности, однако медленно внедряются стационарозамещающие технологии. Слабо оснащены консультативно-диагностические службы поликлиник, что также тормозит развитие амбулаторных форм лечения.
В области практически отсутствует система реабилитационно-восстановительного лечения посттравматических больных, а также система психологической реабилитации участников военных конфликтов.
Существуют значительные диспропорции в лекарственном обеспечении городского населения и жителей сельской местности, а также лиц с разными уровнями доходов в связи с высокой стоимостью лекарств.
Сохраняется диспропорция в обеспеченности врачебными кадрами городов и сельских районов, при этом практически не развивается общая врачебная практика.
Применяемая система оплаты труда в ЛПУ не стимулирует рост объемов профилактической работы, недостаточно используются возможности среднего медицинского персонала.
Практически отсутствует конкуренция в оказании медицинской помощи, так как негосударственный сектор здравоохранения развит слабо и в основном оказывает населению стоматологическую помощь, а также услуги по психотерапии и рефлексотерапии.
В области за последние 10 лет уменьшились возможности по реабилитационно-восстановительному лечению. С 1990 по 1999 год закрыто 10 санаториев-профилакториев, резко снижены возможности получения данной помощи за пределами области.
Социально-экономические трудности негативно отражаются на состоянии здравоохранения, особенно в сельской местности, где ухудшилась транспортная доступность квалифицированной врачебной помощи, усугубляются проблемы обновления и ремонта медицинского оборудования. В то же время следует отметить, что не разрушены "преемственность" и "этапность" в оказании медицинской помощи.
Служба медико-социальной помощи престарелым и инвалидам создана только в городах Вологде и Череповце и нуждается в дальнейшем ее развитии.
В 1999 году удалось улучшить показатели финансирования здравоохранения, в том числе по целевым программам. В 2000 году на областные целевые программы в областном бюджете запланировано 141.9 млн. рублей при общей сумме на здравоохранение 381.9 млн. рублей или 37.2 процента, что в 2 раза больше по сравнению с прошлым годом. Проводимая работа по стабилизации лекарственного обеспечения амбулаторных и стационарных больных, опыт профилактической работы поликлиник г. Вологды и другие программы развития здравоохранения требуют их дальнейшего продолжения и поддержки со стороны органов власти.