ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 декабря 2000 года N 647
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ" НА 2001 - 2005 ГОДЫ
(в редакции постановлений Законодательного Собрания Вологодской области от 20.06.2001 N 339, от 29.11.2001 N 606, от 20.02.2002 N 77, от 30.10.2002 N 617, от 19.03.2003 N 145, от 19.11.2003 N 732, от 28.09.2004 N 513, от 25.05.2005 N 438, от 28.09.2005 N 686, от 22.11.2005 N 1049, от 28.12.2005 N 1175, с изм., внесенными законом Вологодской области от 25.12.2002 N 855-ОЗ)
Законодательное Собрание области постановляет:
1. Утвердить областную целевую программу "Неотложные меры борьбы с туберкулезом" на 2001 - 2005 годы (прилагается).
2. Рекомендовать органам местного самоуправления городов и районов области разработать и утвердить соответствующие программы на 2001 - 2005 годы, предусмотрев их финансирование за счет средств муниципальных бюджетов и внебюджетных источников.
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "НЕОТЛОЖНЫЕ МЕРЫ БОРЬБЫ С ТУБЕРКУЛЕЗОМ" НА 2001 - 2005 ГОДЫ
Наименование - областная целевая программа "Неотложные меры
Программы борьбы с туберкулезом" на 2001 - 2005 годы
Основание для - постановление Правительства Российской
разработки Федерации от 11.06.98 N 582 "О федеральной
Программы целевой программе "Неотложные меры борьбы с
туберкулезом в России на 1998 - 2004 годы",
приказ Министерства здравоохранения РФ от
22.11.95 N 324 "О совершенствовании
противотуберкулезной помощи населению
Российской Федерации", методические указания
N 95/45 Министерства здравоохранения РФ и
Государственного комитета санитарно-
эпидемического надзора РФ от 22.02.96
"Организация дифференцированного
флюорографического обследования населения с
целью выявления заболеваний органов грудной
полости";
истечение в 2000 году срока действия
предыдущей областной целевой Программы
Государственный - Правительство Вологодской области
заказчик Программы
(в ред. постановления Законодательного Собрания Вологодской области
от 30.10.2002 N 617)
Основной - департамент здравоохранения Вологодской
разработчик области
Программы
(в ред. постановления Законодательного Собрания Вологодской области
от 30.10.2002 N 617)
Основные - департамент здравоохранения Вологодской
исполнители области;
Программы департамент труда и социального
развития Вологодской области;
департамент сельского хозяйства
Вологодской области;
органы местного самоуправления;
Центр государственного санитарно-
эпидемиологического надзора Вологодской
области (ЦГСЭН);
управление исполнения наказаний
Министерства юстиции Российской
Федерации по Вологодской области;
управление внутренних дел Вологодской
области;
государственное производственное
предприятие "Фармация";
областной противотуберкулезный
диспансер;
областной центр медицинской
профилактики
(в ред. постановления Законодательного Собрания Вологодской области
от 30.10.2002 617)
Цель Программы - повышение результативности
противотуберкулезной службы, защита
населения от туберкулезной инфекции
Срок реализации - 2001 - 2005 годы
Программы
Объемы и - всего - 124283.06 тыс. рублей
источники в том числе за счет средств:
финансирования федерального бюджета - 1300.0 тыс. рублей,
Программы областного бюджета - 20840.7 тыс. рублей,
местных бюджетов - 102142.36 тыс. рублей
(в ред. постановления Законодательного Собрания Вологодской области
от 20.06.2001 N 339)
(в ред. постановления Законодательного Собрания Вологодской области
от 29.11.2001 N 606)
(в ред. постановления Законодательного Собрания Вологодской области
от 20.02.2002 N 77)
(в ред. постановления Законодательного Собрания Вологодской области
от 19.03.2003 N 145)
(в ред. постановления Законодательного Собрания Вологодской области
от 25.05.2005 N 438)
Ожидаемые - снижение темпов роста заболеваемости
конечные туберкулезом в области, своевременная
результаты диагностика и квалифицированное лечение
реализации туберкулеза;
Программы снижение числа инфицированного населения,
сохранение трудоспособности больных
Управление и - департамент здравоохранения Вологодской
контроль за области осуществляет координацию
исполнением деятельности исполнителей Программы и
Программы контроль за своевременностью, качеством и
результативностью ее мероприятий
(в ред. постановления Законодательного Собрания Вологодской области
от 30.10.2002 N 617)
Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу не имеет тенденции к стабилизации. В 1995 году на диспансерном учете в противотуберкулезных учреждениях области состояло 1579 больных, в 1999 году - 22544, из них 1792 требуют интенсивного лечения.
Наиболее информативный для оценки эпидемиологической ситуации показатель заболеваемости туберкулезом детей по сравнению с 1995 годом увеличился в 2 раза, а подростков - в 5 раз и составил в 1999 году 5.0 и 15.1 на 100 тысяч населения соответственно. Заболеваемость туберкулезом в учреждениях исполнения наказаний в 60 раз выше среднеобластного показателя и составляет 1976 на 100 тысяч контингента УИН в 1999 году при среднеобластном показателе 48.5 на 100 тысяч населения.
Уже за первое полугодие 2000 года заболеваемость туберкулезом в Вологодской области увеличилась на 20.6 процента по сравнению с этим же периодом прошлого года, а смертность от туберкулеза возросла на 50 процентов и составила 6.6 на 100 тысяч населения; 80 процентов от всех умерших составляют лица трудоспособного возраста.
Отмечается рост числа больных туберкулезом, выявленных при обращении к врачу, что свидетельствует об увеличении среди населения резервуара туберкулезной инфекции. Наряду с другими факторами этому способствует и отсутствие законодательной основы защиты населения от туберкулеза, в результате чего больные туберкулезом - страдающие хроническим алкоголизмом, прибывшие из учреждений исполнения наказаний, бомжи, беженцы, мигранты - уклоняются от лечения и, оставаясь бактериовыделителями, являются длительными источниками заражения здоровых людей.
Отсутствие уголовной и административной ответственности администраций предприятий, организаций, учреждений за уклонение от организации профосмотров ввиду невозможности их оплаты ведет к повышению заболеваемости туберкулезом работников сельского хозяйства и ряда отраслей промышленности.
Санитарная профилактика в семейных туберкулезных очагах не дает результатов из-за низкой обеспеченности больных изолированной жилой площадью и невозможности разделения контактирующих лиц (ежегодно изолированной жилой площадью обеспечивается лишь 8 - 18 процентов нуждающихся больных).
Рост заболеваемости туберкулезом среди детей обусловлен снижением сопротивляемости детского организма к туберкулезной инфекции из-за отсутствия полноценного питания. Изменение радиационной обстановки в ряде территорий России привело к отказу населения от флюорографических профилактических обследований, что способствует расширению резервуара туберкулезной инфекции среди населения за счет невыявленных больных.
Низкая заработная плата работников противотуберкулезных учреждений, отсутствие средств на приобретение дезинфицирующих средств, специального питания и т.д. при постоянной работе в очаге туберкулеза привели к росту профессиональной заболеваемости туберкулезом работников противотуберкулезной службы.
Низкая укомплектованность врачами-фтизиатрами, уровень которой снизился по сравнению с 1995 годом на 23.4 процента, недостаточная оснащенность медицинским оборудованием стационарной и санаторной сети и неудовлетворительное питание ведут к их нерациональному использованию, к отказам больных от госпитализации, досрочной выписке больных из санаториев.
Увеличение числа больных туберкулезом, а также лиц, освободившихся из мест лишения свободы, привело к расширению неизвестного резервуара туберкулезной инфекции среди населения, более быстрому инфицированию детей и подростков, возникновению большего числа заболеваний и их выявлению в более поздней стадии. Следствием этого явилось увеличение экономического ущерба от туберкулеза. Только показатель выхода на инвалидность увеличился в 1.6 раза по сравнению с 1996 годом и составил 1.4 на 10 тысяч населения.
Борьба с туберкулезом требует значительных затрат. В то же время профилактическая работа, активное лечение своевременно выявленных больных туберкулезом дают экономический эффект, который в 3 и более раза превосходит затраты на мероприятия по лечению поздно выявленных больных, 30 процентов которых становятся инвалидами.
Ретроспективный анализ ситуации по туберкулезу и оценка имеющихся тенденций свидетельствуют о неблагоприятном прогнозе на ближайшие годы.
Закон Вологодской области от 30.10.98 N 305-ОЗ "О противотуберкулезной помощи населению и предупреждении распространения туберкулеза в Вологодской области", постановление Правительства Российской Федерации от 11.06.98 N 582 "О федеральной целевой программе "Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России на 1998 - 2004 годы".