Наряду с внедрением новых организационно-правовых форм и новых механизмов финансирования бюджетных услуг наиболее актуальным является решение проблемы оптимизации сети бюджетных учреждений.
Оптимизация бюджетной сети включает комплекс мер по переподчинению, разделению, слиянию и другим способам реорганизации бюджетных учреждений, а также по их ликвидации. Основанием для оптимизации сети могут являться следующие факторы:
- существующая сеть не соответствует полномочиям, закрепленным за данным уровнем власти;
- существующая сеть не позволяет обеспечивать удовлетворительное качество и адекватную структуру общественных услуг, достигать целей и задач субъектов бюджетного планирования;
- ограниченность бюджетных средств не позволяет содержать бюджетную сеть в сложившихся объемах.
Оптимизация сети с целью повышения эффективности бюджетных расходов
Бюджетная сеть области изменяется достаточно динамично, приспосабливаясь к потребностям населения. В то же время по-прежнему актуальна проблема повышения эффективности ее использования. Так, в сфере начального и среднего профессионального образования необходимо приближать структуру подготовки кадров к потребностям рынка труда, осуществлять интеграцию учреждений профессионального образования с целью создания многопрофильных образовательных комплексов, оптимизировать их состав. В сфере здравоохранения необходимо перемещение объемов медицинской помощи из сектора стационарной в сектор амбулаторно-поликлинической помощи; из круглосуточных в дневные стационары.
Наряду с осуществлением крупных структурных сдвигов в предоставлении услуг важными задачами являются оценка эффективности деятельности отдельных бюджетных учреждений, сопоставление однопрофильных бюджетных учреждений по показателям эффективности их деятельности, оптимизация бюджетной сети за счет сосредоточения предоставления услуг в наиболее эффективных бюджетных учреждениях. Выполнение данных задач требует формирования системы мониторинга эффективности бюджетной сети и принятия решений применительно к наименее эффективным бюджетным учреждениям.
Эта проблема является острой не только на региональном, но и на муниципальном уровне.
Мониторинг бюджетной сети
Мониторинг процесса реструктуризации бюджетной сети должен стать как средством контроля за ходом реструктуризации бюджетной сети, так и одним из инструментов принятия решений о реструктуризации. Система мониторинга должна быть нацелена на выявление потенциальных объектов реструктуризации, оценку хода и результатов реструктуризации бюджетной сети. Развитие системы мониторинга предусматривает движение от отслеживания в первую очередь формальных показателей (подчиненность бюджетных учреждений, число занятых, доля внебюджетных доходов), то есть от упрощенного мониторинга, к формированию реальной системы сравнительной оценки эффективности деятельности бюджетных учреждений на основе удельных показателей расходов, используемых площадей, оптимальности загрузки и т.п., то есть к углубленному мониторингу.
Мониторинг должен осуществляться как на уровне каждого из главных распорядителей средств областного бюджета, так и на уровне органа исполнительной государственной власти области, ответственного за управление финансами. Орган исполнительной государственной власти области, ответственный за управление финансами, в рамках данной системы:
- обобщает результаты мониторинга, представленные главными распорядителями средств областного бюджета, и готовит их в качестве приложения к отчету об исполнении областного бюджета, представляемому представительному органу государственной власти области;
- готовит форму мониторинга, характеризующую динамику главных распорядителей средств областного бюджета, применительно к которым целесообразно провести реструктуризацию.
Принятие решений по оптимизации бюджетной сети
На основе обобщения результатов мониторинга ежегодно будут выявляться наименее эффективные бюджетные учреждения - потенциальные кандидаты на реструктуризацию. Применительно к ним на уровне главных распорядителей средств областного бюджета могут быть приняты следующие решения:
- сохранение бюджетного учреждения, несмотря на его недостаточную эффективность, если ему нет альтернативы либо реструктуризация требует неоправданно больших бюджетных средств;
- дополнительные вложения бюджетных средств для повышения эффективности деятельности бюджетного учреждения;
- ликвидация бюджетного учреждения;
- присоединение бюджетного учреждения к другому бюджетному учреждению;
- реорганизация бюджетного учреждения в организацию другой организационно-правовой формы.
Результаты анализа и предложенные меры по повышению эффективности бюджетной сети будут рассматриваться на комиссии по повышению результативности бюджетных расходов, создаваемой Правительством области, и в виде программы мер по реструктуризации бюджетной сети на соответствующий год представляться на рассмотрение в Законодательное Собрание области.
На первом этапе реализации Концепции (2007 - 2008 годы) предполагается:
1) внедрить механизм упрощенного мониторинга бюджетной сети. В рамках главных распорядителей средств областного бюджета, в первоочередном порядке внедряющих доклады о результатах и основных направлениях деятельности, в экспериментальном порядке будет начато использование механизмов углубленного мониторинга бюджетной сети. В рамках докладов о результатах и основных направлениях деятельности планируется отражать анализ результатов мониторинга и меры по реструктуризации бюджетной сети;
2) утвердить постановлением Правительства области порядок мониторинга бюджетной сети и методические рекомендации по организации мониторинга бюджетной сети. Данными документами будут регламентироваться:
- основные информационные потоки в рамках процесса мониторинга;
- перечень индикаторов мониторинга;
- сроки предоставления информации;