Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЕКТОРА И ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ БЮДЖЕТНЫХ РАСХОДОВ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2011 ГОДА (с изменениями на: 20.01.2009)


II. Переход к новой модели предоставления бюджетных услуг


Сложившаяся на настоящий момент модель предоставления бюджетных услуг порождает серьезные проблемы, вызывающие недостаточную эффективность действующих механизмов. К подобным системным проблемам относятся:

- наличие конфликта между деятельностью, осуществляемой за счет бюджетных средств, и предпринимательской деятельностью бюджетных учреждений;

- нерациональное распределение средств внутри сети бюджетных учреждений;

- отсутствие связи между объемами финансирования и результатами деятельности бюджетных учреждений и, как результат, низкая эффективность их деятельности;

- ограничения права потребителей на выбор поставщика услуг.

Для решения данных проблем должен быть осуществлен переход к новой модели предоставления бюджетных услуг, включающей в себя:

- новые формы финансирования социальных бюджетных услуг;

- реструктуризацию бюджетных учреждений с внедрением новой организационно-правовой формы;

- изменение механизма регулирования внебюджетной деятельности бюджетных учреждений.

Новые формы финансирования бюджетных услуг

Внедрение новых форм финансирования социальных бюджетных услуг позволит повысить ответственность поставщиков услуг, обеспечить сосредоточение предоставления большего объема услуг у наиболее эффективных поставщиков, а в перспективе - повысить конкурентность предоставления социальных услуг путем привлечения на рынок бюджетных услуг новых поставщиков, в том числе из частного сектора.

К новым формам финансирования социальных бюджетных услуг относятся:

- нормативно-целевое финансирование;

- субсидирование потребителя;

- социальный заказ (договорное финансирование).

В тех сферах, где применение новых форм финансирования бюджетных услуг при сохранении организационно-правовой формы бюджетного учреждения невозможно либо неэффективно, до внедрения новых организационно-правовых форм сметное финансирование необходимо дополнять установлением индивидуальных заданий бюджетным учреждениям.

Реструктуризация бюджетных учреждений с внедрением новой организационно-правовой формы

Сохранение организационно-правовой формы бюджетных учреждений накладывает существенные ограничения на совершенствование модели предоставления бюджетных услуг, поэтому наряду с внедрением новых форм финансирования бюджетных услуг необходимо внедрять новую организационно-правовую форму, позволяющую повысить гибкость и ответственность поставщиков бюджетных услуг, усилить стимулы к их ориентации на потребности населения.

Особенностью новой организационно-правовой формы является:

- осуществление финансирования деятельности из бюджета в форме субвенций и субсидий;

- самостоятельное распоряжение любыми (в том числе полученными из бюджета) доходами и приобретенным на эти доходы имуществом;

- ответственность по своим обязательствам.

Регулирование внебюджетной деятельности бюджетных учреждений

С принятием федерального законодательства о внедрении новой организационно-правовой формы в бюджетном секторе значительная часть бюджетных учреждений, активно занимающихся предпринимательской деятельностью, сменит организационно-правовую форму. В этих условиях необходимо проводить политику, направленную на ужесточение регулирования процесса распоряжения доходами бюджетных учреждений. Данная политика будет строиться на основе следующих подходов:

- формирование единой сметы бюджетного учреждения, включающей в себя как бюджетные ассигнования, так и доходы от внебюджетной деятельности;

- возможность частичного перераспределения доходов от внебюджетной деятельности между бюджетными учреждениями;

- усиление мониторинга и контроля за внебюджетной деятельностью бюджетных учреждений;

- включение в договор с руководителем бюджетного учреждения санкций за ненадлежащее осуществление внебюджетной деятельности, искусственное занижение ее объемов.