Сложившаяся на настоящий момент модель предоставления бюджетных услуг порождает серьезные проблемы, вызывающие недостаточную эффективность действующих механизмов. К подобным системным проблемам относятся:
- наличие конфликта между деятельностью, осуществляемой за счет бюджетных средств, и предпринимательской деятельностью бюджетных учреждений;
- нерациональное распределение средств внутри сети бюджетных учреждений;
- отсутствие связи между объемами финансирования и результатами деятельности бюджетных учреждений и, как результат, низкая эффективность их деятельности;
- ограничения права потребителей на выбор поставщика услуг.
Для решения данных проблем должен быть осуществлен переход к новой модели предоставления бюджетных услуг, включающей в себя:
- новые формы финансирования социальных бюджетных услуг;
- реструктуризацию бюджетных учреждений с внедрением новой организационно-правовой формы;
- изменение механизма регулирования внебюджетной деятельности бюджетных учреждений.
Новые формы финансирования бюджетных услуг
Внедрение новых форм финансирования социальных бюджетных услуг позволит повысить ответственность поставщиков услуг, обеспечить сосредоточение предоставления большего объема услуг у наиболее эффективных поставщиков, а в перспективе - повысить конкурентность предоставления социальных услуг путем привлечения на рынок бюджетных услуг новых поставщиков, в том числе из частного сектора.
К новым формам финансирования социальных бюджетных услуг относятся:
- нормативно-целевое финансирование;
- субсидирование потребителя;
- социальный заказ (договорное финансирование).
В тех сферах, где применение новых форм финансирования бюджетных услуг при сохранении организационно-правовой формы бюджетного учреждения невозможно либо неэффективно, до внедрения новых организационно-правовых форм сметное финансирование необходимо дополнять установлением индивидуальных заданий бюджетным учреждениям.
Реструктуризация бюджетных учреждений с внедрением новой организационно-правовой формы
Сохранение организационно-правовой формы бюджетных учреждений накладывает существенные ограничения на совершенствование модели предоставления бюджетных услуг, поэтому наряду с внедрением новых форм финансирования бюджетных услуг необходимо внедрять новую организационно-правовую форму, позволяющую повысить гибкость и ответственность поставщиков бюджетных услуг, усилить стимулы к их ориентации на потребности населения.
Особенностью новой организационно-правовой формы является:
- осуществление финансирования деятельности из бюджета в форме субвенций и субсидий;
- самостоятельное распоряжение любыми (в том числе полученными из бюджета) доходами и приобретенным на эти доходы имуществом;
- ответственность по своим обязательствам.
Регулирование внебюджетной деятельности бюджетных учреждений
С принятием федерального законодательства о внедрении новой организационно-правовой формы в бюджетном секторе значительная часть бюджетных учреждений, активно занимающихся предпринимательской деятельностью, сменит организационно-правовую форму. В этих условиях необходимо проводить политику, направленную на ужесточение регулирования процесса распоряжения доходами бюджетных учреждений. Данная политика будет строиться на основе следующих подходов:
- формирование единой сметы бюджетного учреждения, включающей в себя как бюджетные ассигнования, так и доходы от внебюджетной деятельности;
- возможность частичного перераспределения доходов от внебюджетной деятельности между бюджетными учреждениями;
- усиление мониторинга и контроля за внебюджетной деятельностью бюджетных учреждений;
- включение в договор с руководителем бюджетного учреждения санкций за ненадлежащее осуществление внебюджетной деятельности, искусственное занижение ее объемов.