В результате реформ в области должны повыситься значимость и качество финансового планирования. В ближайшей перспективе будет осуществлен переход на формирование и исполнение трехлетнего бюджета. Это обеспечит более надежную финансовую основу для формирования долгосрочных целевых программ и достижения обозначенных в них целей и результатов.
В результате реализации бюджетной реформы будет повышена практическая значимость ранее сформированного реестра расходных обязательств Вологодской области. Результаты исполнения отраженных в этом реестре обязательств будут учитываться при оценке деятельности и планов региональных отраслевых ведомств, а также в процессе финансового планирования. Работа по обеспечению формирования и практического использования реестров расходных обязательств будет проведена и в отношении муниципальных образований области.
Одним из важных результатов проводимой реформы бюджетного процесса является создание в Вологодской области нормативной правовой базы для оптимизации действующей сети бюджетных учреждений области путем перевода бюджетных учреждений в некоммерческие организации по оказанию социальных услуг в области образования, здравоохранения, культуры и социального обслуживания.
Сегодня бюджетные учреждения, предоставляющие социальные услуги, находятся в подчиненности органов исполнительной государственной власти области, которые являются главными распорядителями средств областного бюджета и выступают заказчиком социальных услуг. Это обстоятельство часто служит гарантией оплаты услуг из средств областного бюджета вне зависимости от их объемов и качества. Создаваемые негосударственные организации по предоставлению бюджетных услуг более мобильны с точки зрения смены направлений оказания услуг, маневренны в условиях недостатка ресурсов и экономичны в расходах.
В рамках настоящей Программы предполагается провести в 2008 - 2009 годах локальный перевод отдельных бюджетных учреждений в негосударственные организации и автономные учреждения. В данном направлении планируется разработать и утвердить санкционирующий перечень основных государственных услуг, предоставление которых может осуществляться негосударственными организациями и автономными учреждениями.
Планируется обеспечить обязательность процедур проведения публичной независимой экспертизы законопроектов в области бюджетной и налоговой политики. Уже в 2008 году все законопроекты в области бюджетной и налоговой политики пройдут обязательную независимую экспертизу. В качестве экспертов должны выступить негосударственные, общественные или научные организации. Результаты проведенных экспертиз будут опубликованы в средствах массовой информации.
Другим не менее важным направлением совершенствования бюджетного процесса является разработка комплекса мер по преодолению временных кассовых разрывов при исполнении областного бюджета. В случае непринятия финансовых мер временные кассовые разрывы наносят значительный ущерб интересам областного бюджета. Например, сбои в финансировании бюджетных учреждений области приводят к несвоевременному финансированию государственных закупок, что связано с дополнительными расходами ввиду повышения цен, а несвоевременное погашение бюджетных обязательств приводит к уплате штрафов, неустоек и росту процентных расходов. Вместе с тем временные кассовые разрывы легко прогнозируются. Одним из эффективных способов преодоления кассовых разрывов является создание финансовых резервов, а в условиях недостаточности бюджетных средств - выбор коммерческих банков на предоставление кредитных линий. В результате разработки в рамках Программы регламентов прогнозирования и финансирования временных кассовых разрывов будет создан механизм по предупреждению возникновения временных кассовых разрывов.
При проведении реформы необходимо усилить контроль за кредиторской задолженностью, в том числе бюджетных учреждений и государственных унитарных предприятий. Здесь необходимо наладить мониторинг состояния кредиторской задолженности. Кроме этого, планируется провести детальный анализ существующей кредиторской задолженности, изучить факторы ее возникновения, а также разработать комплексный план по реструктуризации просроченной задолженности или ее переоформлению.
В результате принятых мер размер долговых обязательств Вологодской области должен сократиться. Также должно произойти снижение кредиторской задолженности. Публикация в средствах массовой информации и сети Интернет сведений о кредиторской задолженности повысит ответственность органов государственной исполнительной власти и укрепит систему их подотчетности перед населением области.