Действующий

ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "РЕФОРМИРОВАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2008 - 2009 ГОДЫ (с изменениями на: 25.12.2009)

1.1.1. Социально-экономическое развитие Вологодской области должно быть подкреплено бюджетными ресурсами и принятием мер по их эффективному использованию

Вологодская область - один из индустриально развитых регионов России. По производству промышленной продукции на душу населения на протяжении последних 4-х лет область занимала второе место в России - после Тюменской области. В текущем году по этому показателю область занимает 4 место в России, а среди регионов Северо-Западного федерального округа - 2 место. Объем продаж промышленной продукции в расчете на 1 жителя почти в 2 раза выше среднероссийского. По итогам 2006 года на ее долю приходилось 17% производимого в стране проката, 16% - стали, 11% - минеральных удобрений, 18% - подшипников качения, 9% - льняных тканей. В области преобладают: металлургическое и химическое производства (г. Череповец), деревообработка (г. Вологда), целлюлозно-бумажное производство (г. Сокол), лесозаготовка и обработка древесины (в районах области).

В сельском хозяйстве на животноводство приходится 55% всей продукции сельского хозяйства. По производству молока и яиц всеми категориями хозяйств в расчете на 1 жителя область входит в 10 лучших регионов России. Производственно-промышленный потенциал агропромышленного комплекса позволяет обеспечить потребность населения в мясе, молоке, яйце, картофеле.

В области широко развита транспортная инфраструктура.

В Вологодской области присутствует достаточно развитый сектор оказания государственных услуг, что также создает основу для регионального развития и улучшения условий жизни людей.

В образовательных учреждениях обучается около 272.6 тыс. человек. Таким образом, каждый четвертый житель области получает образование того или иного уровня. В образовательных учреждениях, финансируемых из областного и муниципальных бюджетов, работают 57.9 тыс. человек, из них 31.24 тыс. педагогов. Региональная образовательная система располагает высоким кадровым потенциалом:

более 46% работающих педагогов имеют стаж от 5 до 20 лет;

более 49.5% педагогов имеют стаж более 20 лет;

более 81% педагогов имеют высшее образование.

В сфере здравоохранения работают 4075 врачей всех специальностей, 14407 фельдшеров и медицинских сестер. Создана развитая сеть лечебно-профилактических учреждений. На 10 тыс. жителей приходится 118.2 больничных коек, 226.3 посещения в смену амбулаторно-поликлинических учреждений. Эта сеть удовлетворяет потребности населения в различных видах медицинской помощи. Работают 9 санаториев. Область располагает достаточной четырехэтапной сетью лечебно-профилактических учреждений:

фельдшерско-акушерские пункты, амбулатории, участковые больницы, больницы сестринского ухода;

центральные районные больницы;

городские больницы и поликлиники;

областные больницы и диспансеры.

Более 123 тыс. человек, или 11% жителей области, занимаются в спортивных секциях, группах физкультурно-оздоровительной направленности.

Вологодская область обладает уникальным по богатству и разнообразию историко-культурным наследием, включающим памятники архитектуры и археологии, фонды музеев и библиотек, художественные ремесла и промыслы. Основной фонд музеев составляет более 800 тысяч единиц хранения. Библиотеки области продолжают богатые традиции книжной культуры края. Областная универсальная научная библиотека, фонды которой составляют около 1.5 миллиона экземпляров, координирует деятельность районных библиотек, имеет локальную компьютерную сеть, издательскую систему, формирует коллекцию компьютерных компакт-дисков. Ведущие профессиональные государственные театры области имеют стационарные площадки, разнообразный репертуар, выезжают с гастролями в города и районы области.

В систему социальной защиты населения Вологодской области входят 28 городских и районных управлений, комитетов, отделов социальной защиты населения, 28 центров социального обслуживания населения, 16 центров социальной помощи семье и детям, 8 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних, реабилитационный центр "Преодоление" для детей и подростков с ограниченными возможностями, 13 социальных приютов для детей и подростков, 9 психоневрологических интернатов, 3 детских дома-интерната для умственно отсталых детей, 4 дома-интерната для престарелых и инвалидов, в том числе специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов из числа лиц, освобождаемых из мест лишения свободы и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий, дом ночного пребывания, 18 домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Основная цель экономической политики областных властей - стабильное и поступательное развитие региона с устойчивым развитием всех отраслей экономики и повышением жизненного уровня населения. В современных условиях удобное географическое положение области, ее природные ресурсы, высокий уровень квалификации специалистов, благоприятные возможности для развития предпринимательства, создаваемые администрациями области, городов и районов, открывают новые возможности для регионального развития.

Однако в Вологодской области существует ряд проблем, препятствующих ускорению социально-экономического развития. Среди этих проблем:

неравномерность экономического развития территории области и сохраняющийся моноотраслевой характер региональной экономики;

высокая неудовлетворенная потребность в инвестициях;

недостаточный объем удовлетворения потребности населения в государственных и муниципальных услугах;

невысокий качественный уровень оказания отдельных государственных и муниципальных услуг;

низкий уровень заработной платы работников социальной сферы.

Решение любой из вышеперечисленных проблем связано с потребностью в средствах, в том числе и в бюджетных вложениях. Поэтому дальнейшее социально-экономическое развитие Вологодской области должно быть подкреплено достаточными ресурсами региональной бюджетной системы и принятием мер по обеспечению их эффективного использования. Кроме того, необходимо обеспечить дальнейшее совершенствование действующих, а также разработку и внедрение новых технологий управления социально-экономическим развитием Вологодской области. Эти управленческие технологии, в том числе и технологии управления финансами Вологодской области, должны быть ориентированы на достижение конкретных, общественно важных результатов и ориентиров развития.