Правительством области утверждена Концепция реформирования системы управления государственным долгом и условными обязательствами Вологодской области, которой определены основные цели, задачи и общие принципы долговой политики области, взаимосвязь процесса управления долгом с бюджетным процессом, подходы к управлению рисками в сфере долговой политики, принципы реформирования системы принятия решений о привлечении заимствований.
В Концепции реформирования системы управления государственным долгом и условными обязательствами Вологодской области:
дано понятие государственного долга области, который включает в себя долговые обязательства Вологодской области в формах, предусмотренных бюджетным законодательством, а также денежные обязательства областных государственных учреждений, предприятий и организаций, в уставных капиталах которых есть определенная доля Вологодской области;
приведен перечень объектов системы управления долгом и дана классификация долговых обязательств на прямые и условные;
предусмотрено, что в состав прямых обязательств включена просроченная урегулированная кредиторская задолженность областных бюджетных учреждений;
определены цели реформирования системы учета прямых и условных обязательств, системы раскрытия информации о долге и условных обязательствах и принятия решений о привлечении заимствований.
В целях реализации Концепции реформирования системы управления государственным долгом и условными обязательствами Вологодской области утверждены:
организационная структура управления долгом и условными обязательствами Вологодской области;
Порядок управления долгом и условными обязательствами Вологодской области, определяющий основные принципы управления прямыми и условными обязательствами области, формы, объекты и виды долговых обязательств области, процедуру принятия обязательств (данным Порядком также утверждена методика определения приведенной стоимости долгового обязательства);
Порядок планирования долга и условных обязательств, включая планирование предстоящих платежей в погашение и обслуживание как уже имеющегося, так и планируемого к привлечению долга (в этом Порядке дано понятие и приведены формулы расчета долговой емкости бюджета, а также установлено, что при расчете долговой емкости областного бюджета учитывается поступление доходов от продажи имущества, находящегося в государственной собственности Вологодской области);
Положение о ведении реестра долговых обязательств и кредиторской задолженности Вологодской области, предприятий, а также организаций, в уставных капиталах которых доля Вологодской области превышает 50 процентов уставного капитала;
Порядок управления рисками, содержащий перечень рисков, связанных с управлением долговыми обязательствами областного бюджета, и основные подходы по их снижению (этим Порядком утверждена методика численной оценки рыночных рисков, определяющая подходы для количественной оценки величины фактических потерь областного бюджета в результате неблагоприятного изменения внешних условий, и методика численной оценки рисков, связанных с ухудшением финансового состояния хозяйствующих субъектов);
Порядок раскрытия информации о долговых обязательствах и кредиторской задолженности Вологодской области, утверждающий формы, процедуру и периодичность раскрытия информации о долговых обязательствах и кредиторской задолженности Вологодской области, определяет перечень источников информации (этим Порядком утверждены индикаторы, характеризующие качество управления долговыми обязательствами и просроченной урегулированной кредиторской задолженностью);
Порядок урегулирования просроченной кредиторской задолженности, предусматривающий процедуру и этапы урегулирования просроченной кредиторской задолженности организаций и учреждений, полностью или частично финансируемых из бюджета;
законом Вологодской области от 27 февраля 2005 года N 1230-ОЗ "О внесении изменений в закон области "О бюджетном процессе Вологодской области" закреплены основные положения управления государственным долгом Вологодской области.
Ведение Долговой книги Вологодской области формируется в электронном виде в виде базы данных MS Access.
Программа внутренних заимствований Вологодской области ежегодно разрабатывается и утверждается в виде приложения к закону области об областном бюджете на текущий финансовый год в соответствии с требованием Бюджетного кодекса РФ. Кроме того, в рамках подготовки проекта областного бюджета на очередной финансовый год определяются структура государственного долга области; верхний предел государственного долга области по состоянию на 1 января финансового года, следующего за очередным финансовым годом; объем расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга области в очередном финансовом году. Отчет о состоянии государственного долга области на первый и последний день отчетного периода представляется в Законодательное Собрание области.
Все осуществляемые операции по долговым обязательствам Вологодской области полностью соответствуют установленной упомянутыми нормативными правовыми актами процедуре.
Всеми муниципальными образованиями области разработаны муниципальные правовые акты, направленные на совершенствование системы управления муниципальным долгом, ведутся муниципальные долговые книги. Информация, внесенная в муниципальную долговую книгу уполномоченным органом муниципального образования, передается в департамент финансов области. Затем консолидированная информация по Вологодской области передается в Министерство финансов РФ, ведущее Государственную долговую книгу Российской Федерации, в установленные им порядке и сроки.
Проводится мониторинг об областном бюджете и государственном долге области. Мониторинг и распространение информации об исполнении областного бюджета и государственного долга с постоянным набором индикаторов осуществляется ежеквартально на сайте Правительства области и в газете "Красный Север".
Также при подготовке настоящей Программы проведена оценка действующих долговых обязательств (объема государственного долга), в том числе с группировкой по видам заимствований, срокам их погашения за последние три отчетных года и первую половину 2007 года.
Приоритетными задачами управления государственным долгом Вологодской области являются повышение эффективности государственных заимствований и оптимизация структуры долга с целью минимизации его обслуживания. Выполнение этой задачи предполагает заимствования в пределах норм, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, применение рыночных инструментов заимствований, а также четкое соблюдение сроков выполнения взятых обязательств Вологодской области и обеспечение раскрытия информации о долге.
Высокие финансово-экономические показатели Вологодской области, низкий уровень долга, значительные резервы ликвидности оказали существенное влияние на повышение кредитного рейтинга области. 9 марта 2007 года S&P повышен долгосрочный рейтинг Вологодской области по международной шкале с "B+" до "BB-". Рейтинг на российской шкале повышен с "ruA" до "ruAA-".
Несмотря на достигнутые успехи в создании системы управления долгом, в Вологодской области есть резервы для повышения ее эффективности, которые необходимо задействовать.
В целях совершенствования действующей системы управления долгом в Вологодской области в рамках Программы будут реализованы следующие мероприятия.
┌════┬══════════════════════════════════════┬══════════════┬═════════════════════════════════════‰
│ N │ Наименование мероприятия │ Сроки │ Исполнители │
│п/п │ │ │ │
├════┼══════════════════════════════════════┼══════════════┼═════════════════════════════════════┤
│1. │Проведение оценки действующих │ 01.04.2008 │ департамент финансов области │
│ │долговых обязательств, в том числе с │ 01.04.2009 │ │
│ │группировкой по видам заимствований, │ │ │
│ │срокам их погашения │ │ │
├════┼══════════════════════════════════════┼══════════════┼═════════════════════════════════════┤
│2. │Анализ действующей нормативной │ 01.05.2008 │ департамент финансов области │
│ │правовой базы Вологодской области по │ │ │
│ │вопросам управления долгом и │ │ │
│ │совершенствование утвержденных методик│ │ │
│ │и регламентов │ │ │
├════┼══════════════════════════════════════┼══════════════┼═════════════════════════════════════┤
│3.1.│Проведение расчета долговой нагрузки │ 01.06.2008 │ департамент финансов области │
│ │на областной бюджет с учетом │ 01.06.2009 │ │
│ │действующих и планируемых к принятию │ │ │
│ │долговых обязательств на среднесрочный│ │ │
│ │период │ │ │
├════┼══════════════════════════════════════┼══════════════┼═════════════════════════════════════┤
│3.2.│Проведение расчета объема возможного │ 01.06.2008 │ департамент финансов области │
│ │принятия новых долговых обязательств с│ 01.06.2009 │ │
│ │учетом их влияния на долговую нагрузку│ │ │
│ │бюджета Вологодской области │ │ │
├════┼══════════════════════════════════════┼══════════════┼═════════════════════════════════════┤
│4. │Публикация в СМИ и сети Интернет │ 01.07.2008 │ департамент финансов области │
│ │сведений о долговых обязательствах, в │ 01.07.2009 │ │
│ │том числе по видам обязательств и │ │ │
│ │срокам их погашения │ │ │
└════┴══════════════════════════════════════┴══════════════┴═════════════════════════════════════…