В Вологодской области принята Концепция по управлению государственным имуществом Вологодской области, определяющая основные цели и принципы государственной политики в области управления государственным сектором экономики. В развитие этой Концепции было подготовлено и принято Законодательным Собранием области и Правительством области более 20 нормативных правовых документов. Были утверждены типовые формы уставов предприятий и учреждений, контрактов с руководителями предприятий и учреждений, формы отчетности, обеспечено ведение Реестра государственной собственности Вологодской области.
В рамках реализации Концепции в Вологодской области также осуществлены следующие мероприятия:
разработаны показатели эффективности деятельности акционерных обществ с участием Вологодской области и государственных унитарных предприятий, которые утверждены постановлением Правительства области;
на основе системы показателей эффективности проводится мониторинг, формируется план развития государственного сектора экономики области на очередной финансовый год;
проводится работа с представителями области в органах управления акционерными обществами в целях наиболее эффективного управления долями области в уставном капитале акционерных обществ;
осуществляется мониторинг выполнения программы приватизации областного имущества;
в целях учета и проведения мониторинга активов и пассивов Вологодской области Правительством области утверждена Методика составления единого баланса активов и пассивов Вологодской области;
ежеквартально составляется единый баланс активов и пассивов Вологодской области.
Руководители областных государственных унитарных предприятий ежеквартально представляют в департамент имущественных отношений области отчет по установленной форме.
Проводится оценка эффективности деятельности унитарных предприятий и организаций, доля уставного капитала которых принадлежит Вологодской области.
Эффективность деятельности государственных унитарных предприятий области характеризуется следующим: чистую прибыль по итогам первого полугодия 2007 г. получили 76.2% унитарных предприятий в размере 131.4 млн. рублей.
Ежеквартально проводимый мониторинг показателей экономической эффективности деятельности государственных унитарных предприятий Вологодской области позволяет выявлять убыточные по своему основному виду деятельности или в целом нерентабельные организации, которые будут подлежать трансформации (приватизации, преобразованию в бюджетную организацию, укрупнению, слиянию, ликвидации и др.).
Правительством области утверждены порядок управления находящимися в собственности области акциями, долями хозяйственных обществ и использования специального права Вологодской области на участие в управлении открытыми акционерными обществами ("золотой акции") и соответствующая форма отчета.
Эффективность деятельности хозяйственных обществ, доля уставного капитала которых принадлежит Вологодской области, оценивается в соответствии с утвержденными показателями эффективности деятельности хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых доля, являющаяся собственностью Вологодской области, превышает 50 процентов.
Правительством области утверждено Положение о ведении реестра долговых обязательств и кредиторской задолженности Вологодской области, предприятий, а также организаций, в уставных капиталах которых доля Вологодской области превышает 50 процентов уставного капитала, определяющее структуру, состав, порядок ведения сводного реестра долговых обязательств и кредиторской задолженности области, бюджетных учреждений, предприятий, а также организаций, в уставных капиталах которых доля Вологодской области превышает 50 процентов уставного капитала, сроки внесения информации в сводный реестр и Долговую книгу Вологодской области, принципы предоставления и раскрытия информации, порядок учета операций, связанных с привлечением, погашением и обслуживанием государственного долга и кредиторской задолженности, утверждены формы реестра и Долговой книги Вологодской области.
Основными целями консолидированного учета обязательств являются:
получение полной, оперативной и достоверной информации об обязательствах (т.е. о тех расходах/потерях, которые может понести область в/вне зависимости от наступления определенных условий);
минимизация риска невыполнения областью своих обязательств перед кредиторами и потребителями бюджетных услуг;
принятие обоснованных решений по оптимизации объема и структуры обязательств.
Однако в области имеется резерв по повышению эффективности управления собственностью. В частности, система формализованных критериев для сохранения государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат региону, на основе оценки бюджетной и социальной эффективности в Вологодской области не утверждена. Департаментом имущественных отношений Вологодской области не проводилась оценка результатов деятельности государственных унитарных предприятий и организаций, доли уставного капитала в которых принадлежат области, в сравнении с результатами деятельности частных предприятий.