В результате реформы бюджетного процесса и управления расходами в 2008 - 2009 годах планируется изменить направленность бюджетных потоков с "финансирования учреждения" на "финансирование услуги" и "оплату конечного результата". В ходе реформы будет создана система учета потребности в предоставляемых бюджетных услугах, а результаты оценки такой потребности будут учитываться при формировании расходов на очередной финансовый год. Результатом реформы станет формализация требований к качеству оплачиваемых из бюджета услуг. Будут разработаны региональные стандарты качества предоставления услуг по базовым отраслям бюджетной сферы: культура, образование, здравоохранение, социальная политика. В результате не менее 50% бюджетных расходов будут иметь стандарты качества предоставления бюджетных услуг. Эти стандарты будут опубликованы в средствах массовой информации и сети Интернет, что позволит потребителям общественных услуг (населению области) контролировать качество получаемых услуг и в случае его ухудшения предъявлять обоснованные претензии к бюджетным организациям, их предоставившим. Планируется создать систему контроля за качеством услуг со стороны органов исполнительной государственной власти области.
Проводимая реформа будет способствовать повышению эффективности ведомственных (отраслевых) бюджетных расходов. Утверждение системы количественных показателей для оценки результатов осуществления функций и задач для всех главных распорядителей средств областного бюджета повысит ответственность органов исполнительной государственной власти Вологодской области, а также позволит учитывать фактические и планируемые результаты их работы при формировании областного бюджета. В отличие от используемого в настоящее время сметного метода планирования (на основе индексации сложившихся затрат) предлагаемое к внедрению в Вологодской области программно-целевое бюджетное планирование должно основываться на необходимости направления бюджетных ресурсов на достижение общественно значимых и количественно измеримых результатов деятельности получателей средств областного бюджета с одновременным мониторингом и контролем достижения намеченных целей и результатов.
Внедрение программно-целевых методов бюджетного планирования предполагается осуществить путем ежегодного предоставления субъектами бюджетного планирования докладов о результатах и основных направлениях своей деятельности, совершенствования методологии разработки и реализации региональных целевых программ, использования в бюджетном процессе ведомственных целевых программ.
В рамках Программы в области будет разработана система стратегических целей и задач Правительства области. Причем эта система будет органично связана с системой целевых программ, состоящей из подсистемы ведомственных целевых программ и подсистемы областных долгосрочных целевых программ. По результатам реализации Программы в Вологодской области увеличится доля расходов областных и ведомственных целевых программ в совокупной сумме расходов областного бюджета. Поскольку программы будут сориентированы на достижение целей и решение задач, утвержденных в составе программных документов социально-экономического развития области на средне- и долгосрочную перспективу, то, безусловно, возрастет результативность бюджетных расходов.
Дополнительным результатом реализации Программы в данном направлении является расширение практики подотчетности органов власти области бюджетной политики перед населением области. Доклады главных распорядителей средств областного бюджета о результатах и основных направлениях своей деятельности, областные и ведомственные целевые программы, а также реестр расходных обязательств Вологодской области и реестры расходных обязательств муниципальных образований области будут публиковаться в средствах массовой информации и в сети Интернет.