Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008 - 2012 ГОДОВ


 3. Анализ процессов информатизации области

Высокие технологии, в частности ИКТ, являются инструментом, обеспечивающим достижение конкурентных преимуществ в современной экономической и политической деятельности. Одной из задач органов исполнительной государственной власти области является создание необходимых условий для развития ИКТ на территории области в соответствии с той ролью, которую они играют в развитых постиндустриальных странах мира и наиболее развитых российских регионах.

Процесс развития ИКТ в области требует проведения постоянной работы по оценке текущего состояния, сопоставления его с желаемым состоянием и выявления способов достижения целей при наличии различных содействующих и противодействующих факторов.

Данная работа осуществляется, в частности, при помощи таких методов, как мониторинг статистических данных, проведение аудита использования ресурсов информационных систем.

В настоящее время в области сложилась достаточно благоприятная ситуация для проведения работ в сфере информатизации органов исполнительной государственной власти области, органов местного самоуправления муниципальных образований области, образовательных и медицинских учреждений, органов социальной защиты населения и учреждений культуры. Тем не менее следует отметить и наличие ряда проблем.

В целях выявления сильных и слабых сторон системы информатизации области, внешних возможностей и угроз проведен укрупненный SWOT-анализ.

Сильные стороны:

наличие общей стратегии социально-экономического развития области. Все программы и проекты в части информатизации следует рассматривать только в контексте достижения общих целей и задач развития, не допуская распыления ресурсов на "процесс ради процесса";

социально-экономическая и политическая стабильность в области;

наличие высококвалифицированных кадров;

реализация соглашений о стратегическом сотрудничестве крупных российских и международных ИКТ-компаний и Правительства области;

обеспеченность рабочих мест в органах исполнительной государственной власти области компьютерной техникой количественно близка к насыщению;

понимание важности информатизации как инструмента государственного управления в органах исполнительной государственной власти области;

во многом решены отдельные отраслевые задачи информатизации, создано и внедрено большое количество информационных ресурсов и систем в органах исполнительной государственной власти области.

Слабые стороны:

разнородность информационных ресурсов и систем органов исполнительной государственной власти области, отсутствие общих стандартов органов исполнительной государственной власти области по их формированию и внедрению (так называемая "лоскутная автоматизация"), отсутствие в некоторых необходимых случаях централизованного управления данными ресурсами и системами и возможности оперативного информационного взаимодействия;

не разработанная в полном объеме нормативная правовая база области, необходимая для развития и использования ИКТ;

необходимость существенных инвестиций в приобретение прав на использование объектов интеллектуальной собственности в сфере ИКТ при решении задач перспективного развития;

дублирование в ряде случаев мероприятий по информатизации, реализуемых в рамках областных целевых программ (планов мероприятий) развития отдельных отраслей;

отсутствие реестра государственных услуг, стандартов и административных регламентов их предоставления, в том числе в электронной форме, что затрудняет организацию "электронного правительства" области;

недостаточно развитая общая ИКТ-инфраструктура, обеспечивающая эффективное информационное взаимодействие населения, организаций и органов государственной власти области;

недостаточный уровень использования современных технологических возможностей обмена документами в электронной форме с электронной цифровой подписью (далее - ЭЦП) в органах исполнительной государственной власти области, как следствие, процесс прохождения документов в условиях территориальной удаленности участников процесса проходит медленнее, чем это возможно при помощи ИКТ;

недостаточно развитая система содействия информатизации субъектов малого и среднего предпринимательства;

затрудненный процесс укомплектования ИКТ-специалистами в органах местного самоуправления муниципальных образований области, в частности, в сфере менеджмента ИКТ. Недостаточно собственных финансовых ресурсов для поддержания и развития ИКТ-инфраструктуры;

удовлетворение потребностей органов исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области в систематическом повышении квалификации ИКТ-специалистов в сфере новейших достижений ИКТ не в полном объеме;

низкий уровень оплаты труда ИКТ-специалистов в органах исполнительной государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных образований области в сравнении с рядом отраслей экономики области, что затрудняет привлечение высококвалифицированных специалистов;

при реализации процессов информатизации в ряде случаев не учтенная в полном объеме совокупная стоимость владения и использования ИКТ-ресурсов (затраты на реновацию и модернизацию парка техники, научно-исследовательские работы, консалтинг, обучение персонала, организацию и оплату каналов передачи данных и т.д.).

Возможности:

государственная политика Российской Федерации по использованию инноваций и высоких технологий для социально-экономического развития страны, централизованное выделение на федеральном уровне значительных ресурсов для проведения фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ в данной сфере;

стабильное и поступательное развитие экономики страны и Вологодской области как субъекта Российской Федерации, позволяющее осуществлять долгосрочное планирование мероприятий в сфере ИКТ;