Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД 2008 - 2012 ГОДОВ


 Таблица 1. Укрупненный Gap-анализ процессов информатизации области

┌══════════════════════════════════════════┬═════════════════════════════════════════════════‰
│Несоответствия между существующим и       │Необходимые мероприятия по устранению            │
│целевым состоянием                        │несоответствия                                   │
├══════════════════════════════════════════┴═════════════════════════════════════════════════┤
│                                  Общая ИКТ-инфраструктура                                  │
├══════════════════════════════════════════┬═════════════════════════════════════════════════┤
│Отсутствует единая защищенная сеть        │Проведение научно-исследовательских работ по     │
│передачи данных для организации           │разработке архитектуры ИКТ-инфраструктуры системы│
│информационного взаимодействия. Это не    │государственного и муниципального управления     │
│позволяет использовать современные        │области.                                         │
│технологии (защищенный юридически значимый│Построение единой защищенной высокоскоростной    │
│документооборот, IP-телефонию,            │мультисервисной сети передачи данных в целях     │
│видеоконференции, системы дистанционного  │создания единого информационного пространства    │
│обучения, электронные сервисы типа G2G и  │органов исполнительной государственной власти    │
│G2E, единый центр обработки данных и т.п.)│области.                                         │
│в целях сокращения бюджетных расходов на  │Организация непрерывно действующей системы       │
│обеспечение требуемых результатов         │мониторинга состояния мультисервисной сети и     │
│традиционными способами и значительного   │управления оборудованием мультисервисной сети в  │
│ускорения процедур подготовки и принятия  │целях обеспечения надежности и информационной    │
│управленческих решений.                   │безопасности.                                    │
│Отсутствует единая инфраструктура ЭЦП     │Создание единого центра обработки данных,        │
│органов исполнительной государственной    │позволяющего организовать их централизованное    │
│власти области, что приводит к            │хранение, защиту, резервное копирование,         │
│многократному дублированию затрат на      │индексирование, поиск, аналитическую обработку,  │
│приобретение уникальных ЭЦП для различных │визуализацию и т.д.                              │
│систем.                                   │Создание общей единой инфраструктуры ЭЦП органов │
│Решения о закупке типового программного   │исполнительной государственной власти области и  │
│обеспечения принимаются в ряде случаев    │органов местного самоуправления муниципальных    │
│несистематизированно и по остаточному     │образований области.                             │
│принципу, что создает риски, связанные с  │Реализация механизма централизованного управления│
│использованием нелицензионного            │правами на используемое типовое программное      │
│программного обеспечения                  │обеспечение. Использование экономически          │
│                                          │обоснованных и эффективных методов приобретения  │
│                                          │прав на используемое программное обеспечение     │
├══════════════════════════════════════════┴═════════════════════════════════════════════════┤
│                       Создание "электронного правительства" области                        │
├══════════════════════════════════════════┬═════════════════════════════════════════════════┤
│Государственные услуги гражданам и        │Проведение научно-исследовательских работ по     │
│юридическим лицам предоставляются         │разработке:                                      │
│преимущественно традиционными способами   │- описания и модели взаиморасположения и         │
│(исключение - возможность предоставления  │взаимосвязей основных компонентов системы        │
│юридически значимой налоговой отчетности в│"электронного правительства" области (архитектуры│
│электронном  виде и обработка обращений,  │"электронного правительства");                   │
│направленных по электронной почте).       │- реестра государственных услуг, оказываемых при │
│Организация обмена юридически значимой    │помощи ИКТ (электронных услуг);                  │
│информацией органов исполнительной        │- электронных административных регламентов       │
│государственной власти области между собой│(правил и алгоритмов оказания электронных услуг).│
│(G2G) и государственными служащими (G2E)  │Создание единой системы защищенного юридически   │
│производится преимущественно традиционными│значимого документооборота органов исполнительной│
│способами (исключение - обмен финансовыми │государственной власти области и органов местного│
│документами с казначейством).             │самоуправления муниципальных образований области,│
│Обмен юридически значимыми документами    │являющейся основой электронных сервисов типа G2G │
│происходит преимущественно в бумажной     │и G2E. Проведение работ по интеграции сервисов и │
│форме.                                    │информации:                                      │
│Отсутствуют формальные описания           │- на уровне Правительства области;               │
│государственных услуг, их реестр и        │- на уровне органов исполнительной               │
│регламенты их предоставления в электронном│государственной власти области.                  │
│виде                                      │Создание Интернет/интранет-портала органов       │
│                                          │исполнительной государственной власти области,   │
│                                          │представляющего собой единую точку входа ("одно  │
│                                          │окно") для предоставления/получения              │
│                                          │государственных услуг в электронном виде         │
├══════════════════════════════════════════┴═════════════════════════════════════════════════┤
│                   Совершенствование системы информационной безопасности                    │
├══════════════════════════════════════════┬═════════════════════════════════════════════════┤
│Существует постоянное противостояние      │Проведение научно-исследовательских работ по     │
│созидательного и разрушительного,         │разработке с последующим внедрением:             │
│противоправного применения ИКТ.           │- распределенной архитектуры безопасности        │
│Действующие нормативные правовые акты,    │информационных систем и ресурсов;                │
│методики и механизмы обеспечения          │- системы защиты и контроля доступа на уровне    │
│безопасности информационных систем и      │отдельных документов.                            │
│ресурсов во многом основаны на системе    │Разработка стандарта органов исполнительной      │
│ограничений и не содержат описания        │государственной власти области оптимальной защиты│
│оптимальных методов решения проблем в     │информационных систем в условиях действующих     │
│рамках данных ограничений.                │ограничений                                      │
│В ряде случаев затруднен поиск            │                                                 │
│эффективного решения по построению        │                                                 │
│информационных систем, не конфликтующего с│                                                 │
│указанными ограничениями                  │                                                 │
├══════════════════════════════════════════┴═════════════════════════════════════════════════┤
│                         Совершенствование системы ИКТ-менеджмента                          │
├══════════════════════════════════════════┬═════════════════════════════════════════════════┤
│Проведенные исследования показывают       │Проведение научно-исследовательских работ по     │
│наличие существенного разрыва в уровнях   │разработке и организации с последующим           │
│организации процесса информатизации в     │внедрением:                                      │
│органах исполнительной государственной    │- единой службы поддержки (service desk) на      │
│власти области.                           │основе методологии ITIL;                         │
│В большинстве случаев процесс             │- внедрение в качестве стандартного постоянного  │
│предоставления услуг ИТ-службами          │процесса стратегического и оперативного          │
│представляет собой непосредственное       │планирования процесса информатизации, в том числе│
│устранение возникающих проблем в работе   │организация непрерывно действующей системы       │
│оборудования, программного обеспечения,   │мониторинга, анализа, оценки эффективности и     │
│сетей. Решение вопросов ориентировано на  │планирования изменений процесса информатизации.  │
│краткосрочные тактические цели.           │Использование методики аудита процессов          │
│Процессы предоставления услуг недостаточно│управления ИКТ;                                  │
│документированы, вопросы стратегии        │- проведение формальных описаний ИКТ-сервисов,   │
│развития, рисков понимаются на интуитивном│стандартизация и регламентация их предоставления.│
│уровне. Как следствие, чрезмерно большое  │Внедрение в рамках действующего законодательства │
│значение имеет человеческий фактор,       │системы контроля исполнения государственных      │
│возникают критические зависимости рабочего│контрактов в сфере ИКТ уполномоченным органом по │
│процесса от конкретных участников.        │вопросам ИКТ.                                    │
│В отдельных случаях ИКТ рассматриваются   │Оптимизация стратегий определения источников     │
│исключительно как затратные мероприятия,  │предоставления ИКТ-услуг (сорсинга). Определение │
│не производится связь инвестиций в ИКТ с  │перечня ИКТ-услуг, которые могут приобретаться в │
│общей стратегией развития органов         │порядке, установленном действующим               │
│исполнительной государственной власти     │законодательством, у внешних поставщиков         │
│области и отраслей экономики области      │(аутсорсинг), и централизация ИКТ-услуг,         │
│                                          │предоставляемых ИКТ-службами органов             │
│                                          │исполнительной государственной власти области    │
│                                          │(инсорсинг).                                     │
│                                          │Проведение конференций, семинаров, совещаний и   │
│                                          │иных мероприятий для органов исполнительной      │
│                                          │государственной власти области и органов местного│
│                                          │самоуправления муниципальных образований области │
│                                          │по вопросам развития ИКТ                         │
├══════════════════════════════════════════┴═════════════════════════════════════════════════┤
│Организация использования ИКТ в целях содействия развитию субъектов малого и среднего       │
│предпринимательства                                                                         │
├══════════════════════════════════════════┬═════════════════════════════════════════════════┤
│Рациональное использование ИКТ является   │Создание регионального ресурсного центра,        │
│эффективным инструментом повышения        │оказывающего совместно с партнерами в            │
│конкурентоспособности субъектов малого и  │муниципальных образованиях области комплексное   │
│среднего предпринимательства, но в силу   │содействие субъектам малого и среднего           │
│ограниченных ресурсов далеко не все       │предпринимательства по вопросам ИКТ:             │
│руководители субъектов малого и среднего  │- обучение;                                      │
│предпринимательства могут произвести      │- консалтинг;                                    │
│самостоятельно разработку стратегии       │- услуги пункта коллективного доступа в сети     │
│использования ИКТ в своей деятельности или│Интернет;                                        │
│привлечь для этого высококвалифицированных│- проведение семинаров и иных мероприятий с      │
│консультантов на рыночных условиях.       │участием крупных ИКТ-компаний;                   │ 

│Отсутствует единый информационный ресурс  │- подготовка, тиражирование и распространение    │
│для субъектов малого и среднего           │учебных материалов.                              │
│предпринимательства, при помощи которого  │Проведение региональных конкурсов по определению │
│можно было бы получать как необходимую    │лучших субъектов малого и среднего               │
│нормативно-правовую, маркетинговую,       │предпринимательства в сфере ИКТ.                 │
│справочную и иную информацию и            │Разработка интегрирующего Интернет-портала,      │
│интерактивные сервисы.                    │предоставляющего различные сервисы субъектам     │
│На базе государственного учреждения       │малого и среднего предпринимательства.           │
│Вологодской области "Бизнес-инкубатор"    │Развитие электронных интерактивных услуг органов │
│проводится цикл лекций для субъектов      │исполнительной государственной власти области для│
│среднего и малого предпринимательства, в  │субъектов малого и среднего предпринимательства  │
│том числе и по вопросам ИКТ, однако       │(G2B):                                           │
│масштаб охвата данной услугой недостаточен│- развитие по согласованию с территориальными    │
│                                          │органами федеральных органов исполнительной      │
│                                          │государственной власти и в порядке, установленном│
│                                          │действующим законодательством, инфраструктуры    │
│                                          │предоставления налоговой, статистической,        │
│                                          │таможенной отчетности в электронном виде;        │
│                                          │- внедрение автоматизированной системы           │
│                                          │государственных закупок с возможностью           │
│                                          │использования всех преимуществ ИКТ в рамках      │
│                                          │действующего законодательства                    │
└══════════════════════════════════════════┴═════════════════════════════════════════════════…


Gap-анализ более высокой степени детализации целесообразно разрабатывать по отношению к каждому конкретному направлению в сфере информатизации области.

На основании анализа в дальнейших разделах настоящей Концепции содержатся предложения по развитию информатизации области.