┌══════════════════════════════════════════┬═════════════════════════════════════════════════‰
│Несоответствия между существующим и │Необходимые мероприятия по устранению │
│целевым состоянием │несоответствия │
├══════════════════════════════════════════┴═════════════════════════════════════════════════┤
│ Общая ИКТ-инфраструктура │
├══════════════════════════════════════════┬═════════════════════════════════════════════════┤
│Отсутствует единая защищенная сеть │Проведение научно-исследовательских работ по │
│передачи данных для организации │разработке архитектуры ИКТ-инфраструктуры системы│
│информационного взаимодействия. Это не │государственного и муниципального управления │
│позволяет использовать современные │области. │
│технологии (защищенный юридически значимый│Построение единой защищенной высокоскоростной │
│документооборот, IP-телефонию, │мультисервисной сети передачи данных в целях │
│видеоконференции, системы дистанционного │создания единого информационного пространства │
│обучения, электронные сервисы типа G2G и │органов исполнительной государственной власти │
│G2E, единый центр обработки данных и т.п.)│области. │
│в целях сокращения бюджетных расходов на │Организация непрерывно действующей системы │
│обеспечение требуемых результатов │мониторинга состояния мультисервисной сети и │
│традиционными способами и значительного │управления оборудованием мультисервисной сети в │
│ускорения процедур подготовки и принятия │целях обеспечения надежности и информационной │
│управленческих решений. │безопасности. │
│Отсутствует единая инфраструктура ЭЦП │Создание единого центра обработки данных, │
│органов исполнительной государственной │позволяющего организовать их централизованное │
│власти области, что приводит к │хранение, защиту, резервное копирование, │
│многократному дублированию затрат на │индексирование, поиск, аналитическую обработку, │
│приобретение уникальных ЭЦП для различных │визуализацию и т.д. │
│систем. │Создание общей единой инфраструктуры ЭЦП органов │
│Решения о закупке типового программного │исполнительной государственной власти области и │
│обеспечения принимаются в ряде случаев │органов местного самоуправления муниципальных │
│несистематизированно и по остаточному │образований области. │
│принципу, что создает риски, связанные с │Реализация механизма централизованного управления│
│использованием нелицензионного │правами на используемое типовое программное │
│программного обеспечения │обеспечение. Использование экономически │
│ │обоснованных и эффективных методов приобретения │
│ │прав на используемое программное обеспечение │
├══════════════════════════════════════════┴═════════════════════════════════════════════════┤
│ Создание "электронного правительства" области │
├══════════════════════════════════════════┬═════════════════════════════════════════════════┤
│Государственные услуги гражданам и │Проведение научно-исследовательских работ по │
│юридическим лицам предоставляются │разработке: │
│преимущественно традиционными способами │- описания и модели взаиморасположения и │
│(исключение - возможность предоставления │взаимосвязей основных компонентов системы │
│юридически значимой налоговой отчетности в│"электронного правительства" области (архитектуры│
│электронном виде и обработка обращений, │"электронного правительства"); │
│направленных по электронной почте). │- реестра государственных услуг, оказываемых при │
│Организация обмена юридически значимой │помощи ИКТ (электронных услуг); │
│информацией органов исполнительной │- электронных административных регламентов │
│государственной власти области между собой│(правил и алгоритмов оказания электронных услуг).│
│(G2G) и государственными служащими (G2E) │Создание единой системы защищенного юридически │
│производится преимущественно традиционными│значимого документооборота органов исполнительной│
│способами (исключение - обмен финансовыми │государственной власти области и органов местного│
│документами с казначейством). │самоуправления муниципальных образований области,│
│Обмен юридически значимыми документами │являющейся основой электронных сервисов типа G2G │
│происходит преимущественно в бумажной │и G2E. Проведение работ по интеграции сервисов и │
│форме. │информации: │
│Отсутствуют формальные описания │- на уровне Правительства области; │
│государственных услуг, их реестр и │- на уровне органов исполнительной │
│регламенты их предоставления в электронном│государственной власти области. │
│виде │Создание Интернет/интранет-портала органов │
│ │исполнительной государственной власти области, │
│ │представляющего собой единую точку входа ("одно │
│ │окно") для предоставления/получения │
│ │государственных услуг в электронном виде │
├══════════════════════════════════════════┴═════════════════════════════════════════════════┤
│ Совершенствование системы информационной безопасности │
├══════════════════════════════════════════┬═════════════════════════════════════════════════┤
│Существует постоянное противостояние │Проведение научно-исследовательских работ по │
│созидательного и разрушительного, │разработке с последующим внедрением: │
│противоправного применения ИКТ. │- распределенной архитектуры безопасности │
│Действующие нормативные правовые акты, │информационных систем и ресурсов; │
│методики и механизмы обеспечения │- системы защиты и контроля доступа на уровне │
│безопасности информационных систем и │отдельных документов. │
│ресурсов во многом основаны на системе │Разработка стандарта органов исполнительной │
│ограничений и не содержат описания │государственной власти области оптимальной защиты│
│оптимальных методов решения проблем в │информационных систем в условиях действующих │
│рамках данных ограничений. │ограничений │
│В ряде случаев затруднен поиск │ │
│эффективного решения по построению │ │
│информационных систем, не конфликтующего с│ │
│указанными ограничениями │ │
├══════════════════════════════════════════┴═════════════════════════════════════════════════┤
│ Совершенствование системы ИКТ-менеджмента │
├══════════════════════════════════════════┬═════════════════════════════════════════════════┤
│Проведенные исследования показывают │Проведение научно-исследовательских работ по │
│наличие существенного разрыва в уровнях │разработке и организации с последующим │
│организации процесса информатизации в │внедрением: │
│органах исполнительной государственной │- единой службы поддержки (service desk) на │
│власти области. │основе методологии ITIL; │
│В большинстве случаев процесс │- внедрение в качестве стандартного постоянного │
│предоставления услуг ИТ-службами │процесса стратегического и оперативного │
│представляет собой непосредственное │планирования процесса информатизации, в том числе│
│устранение возникающих проблем в работе │организация непрерывно действующей системы │
│оборудования, программного обеспечения, │мониторинга, анализа, оценки эффективности и │
│сетей. Решение вопросов ориентировано на │планирования изменений процесса информатизации. │
│краткосрочные тактические цели. │Использование методики аудита процессов │
│Процессы предоставления услуг недостаточно│управления ИКТ; │
│документированы, вопросы стратегии │- проведение формальных описаний ИКТ-сервисов, │
│развития, рисков понимаются на интуитивном│стандартизация и регламентация их предоставления.│
│уровне. Как следствие, чрезмерно большое │Внедрение в рамках действующего законодательства │
│значение имеет человеческий фактор, │системы контроля исполнения государственных │
│возникают критические зависимости рабочего│контрактов в сфере ИКТ уполномоченным органом по │
│процесса от конкретных участников. │вопросам ИКТ. │
│В отдельных случаях ИКТ рассматриваются │Оптимизация стратегий определения источников │
│исключительно как затратные мероприятия, │предоставления ИКТ-услуг (сорсинга). Определение │
│не производится связь инвестиций в ИКТ с │перечня ИКТ-услуг, которые могут приобретаться в │
│общей стратегией развития органов │порядке, установленном действующим │
│исполнительной государственной власти │законодательством, у внешних поставщиков │
│области и отраслей экономики области │(аутсорсинг), и централизация ИКТ-услуг, │
│ │предоставляемых ИКТ-службами органов │
│ │исполнительной государственной власти области │
│ │(инсорсинг). │
│ │Проведение конференций, семинаров, совещаний и │
│ │иных мероприятий для органов исполнительной │
│ │государственной власти области и органов местного│
│ │самоуправления муниципальных образований области │
│ │по вопросам развития ИКТ │
├══════════════════════════════════════════┴═════════════════════════════════════════════════┤
│Организация использования ИКТ в целях содействия развитию субъектов малого и среднего │
│предпринимательства │
├══════════════════════════════════════════┬═════════════════════════════════════════════════┤
│Рациональное использование ИКТ является │Создание регионального ресурсного центра, │
│эффективным инструментом повышения │оказывающего совместно с партнерами в │
│конкурентоспособности субъектов малого и │муниципальных образованиях области комплексное │
│среднего предпринимательства, но в силу │содействие субъектам малого и среднего │
│ограниченных ресурсов далеко не все │предпринимательства по вопросам ИКТ: │
│руководители субъектов малого и среднего │- обучение; │
│предпринимательства могут произвести │- консалтинг; │
│самостоятельно разработку стратегии │- услуги пункта коллективного доступа в сети │
│использования ИКТ в своей деятельности или│Интернет; │
│привлечь для этого высококвалифицированных│- проведение семинаров и иных мероприятий с │
│консультантов на рыночных условиях. │участием крупных ИКТ-компаний; │
│Отсутствует единый информационный ресурс │- подготовка, тиражирование и распространение │
│для субъектов малого и среднего │учебных материалов. │
│предпринимательства, при помощи которого │Проведение региональных конкурсов по определению │
│можно было бы получать как необходимую │лучших субъектов малого и среднего │
│нормативно-правовую, маркетинговую, │предпринимательства в сфере ИКТ. │
│справочную и иную информацию и │Разработка интегрирующего Интернет-портала, │
│интерактивные сервисы. │предоставляющего различные сервисы субъектам │
│На базе государственного учреждения │малого и среднего предпринимательства. │
│Вологодской области "Бизнес-инкубатор" │Развитие электронных интерактивных услуг органов │
│проводится цикл лекций для субъектов │исполнительной государственной власти области для│
│среднего и малого предпринимательства, в │субъектов малого и среднего предпринимательства │
│том числе и по вопросам ИКТ, однако │(G2B): │
│масштаб охвата данной услугой недостаточен│- развитие по согласованию с территориальными │
│ │органами федеральных органов исполнительной │
│ │государственной власти и в порядке, установленном│
│ │действующим законодательством, инфраструктуры │
│ │предоставления налоговой, статистической, │
│ │таможенной отчетности в электронном виде; │
│ │- внедрение автоматизированной системы │
│ │государственных закупок с возможностью │
│ │использования всех преимуществ ИКТ в рамках │
│ │действующего законодательства │
└══════════════════════════════════════════┴═════════════════════════════════════════════════…
Gap-анализ более высокой степени детализации целесообразно разрабатывать по отношению к каждому конкретному направлению в сфере информатизации области.
На основании анализа в дальнейших разделах настоящей Концепции содержатся предложения по развитию информатизации области.