Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ УПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ЗАКАЗАМИ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА СРЕДНЕСРОЧНЫЙ И ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОДЫ (2009 - 2011 ГОДЫ И ДО 2020 ГОДА)


 2. Основные характеристики сферы управления государственными заказами

В современной России сфера управления государственными заказами претерпевала постоянные изменения.

Важным этапом в сфере нормативно-правового регулирования государственных закупок стало принятие Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), вступившего в силу с 1 января 2006 года. Размещение заказов стало повседневной обязательной государственной функцией, требующей профессионального подхода к ее исполнению.

Федеральный закон объединил уровни государственного и муниципального управления заказами единым нормативным регулированием с целью обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации; предусмотрел возможность создания уполномоченных органов по размещению заказов, специализированных организаций, проведения открытых аукционов в электронной форме. Федеральным законом введена обязанность заказчиков размещать информацию о заказах на официальном сайте и публиковать ее в официальных печатных изданиях, а также предусмотрено создание органов по контролю в сфере размещения заказов, введен упрощенный административный порядок обжалования действий участников размещения заказов, реестры контрактов, реестр недобросовестных поставщиков.

По итогам 2007 года можно отметить следующие основные характеристики сферы управления государственными заказами области:

Положительные стороны:

- сокращение расходов бюджетных средств за счет эффективного проведения процедур размещения государственных заказов составило 232.2 млн. руб. от запланированных расходов бюджетных средств в рамках консолидированного бюджета области (т.е. израсходовали на все процедуры размещения заказов в целом по области меньше средств, чем планировали);

- по сравнению с 2006 годом:

в 2 раза увеличилось количество процедур размещения заказов, проведенных государственными заказчиками;

в 1.2 раза увеличилась средняя цена государственных контрактов, заключенных по итогам открытых конкурсов, в 1.4 раза - по итогам запросов котировок;

в 1.4 раза увеличилось количество проводимых торгов;

- организация размещения заказов уполномоченным органом по размещению заказов оказалась более эффективной, чем самостоятельное размещение заказов государственными заказчиками. Снизились трудовые и временные затраты государственных заказчиков, повысилась оперативность управленческих решений. В 2007 году Комитету государственного заказа области (далее - Комитет) передали полномочия 159 государственных заказчиков, что в 6.6 раза больше, чем за предыдущий год.

Отрицательные стороны:

- доля расходов на закупку товаров, работ и услуг, осуществляемую путем размещения государственных заказов в соответствии с Федеральным законом, составила 23.6% от общей суммы лимитов бюджетных обязательств, что ниже, чем в среднем по Российской Федерации (35%);

- в области по сравнению с другими субъектами Российской Федерации имеет место средний уровень открытости и доступности информации о размещении государственных заказов (по данным проекта "Национальный рейтинг прозрачности закупок");

- в Управление Федеральной антимонопольной службы России по Вологодской области было подано за год более 60 жалоб, по которым приняты решения и выданы предписания государственным заказчикам об устранении нарушений;

- преобладающим способом размещения заказа является запрос котировок (53.5% в общем количестве процедур размещения государственных заказов) ввиду быстроты и удобства применения процедуры для государственных заказчиков;

- доля торгов в общем объеме размещенных всеми способами государственных заказов в стоимостном выражении составила 62.7%, что ниже показателя в среднем по России (68%);

- при планировании процедур размещения заказов не проводятся маркетинговые исследования рынка закупаемых товаров, работ, услуг, в результате чего специалисты не ориентируются в действующих ценах, имеют место случаи завышения начальной цены контрактов и, как следствие, - нерациональное расходование бюджетных средств.