Недействующий

О СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА (с изменениями на: 09.10.2009)


 3. SWOT-анализ: определение сильных и слабых сторон системы здравоохранения Вологодской области, а также угроз и возможностей во внешней среде

 СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОБЛАСТИ

S01. Легкая транспортная доступность к центральным

районным больницам и областным учреждениям

здравоохранения благодаря хорошему состоянию

основных автомобильных дорог на территории области.

Стабильное финансовое обеспечение полетов

санитарной авиации.

S02. Значительное количество обособленных

амбулаторно-поликлинических учреждений в городах

Вологде и Череповце.

S03. Наличие управленческих и технологических

наработок в сфере здравоохранения по внедрению

института врача общей практики, первичной и

вторичной профилактики, "школ здоровья".

S04. Наличие управленческих и технологических

наработок в сфере здравоохранения по снижению

материнской и младенческой смертности, включая

пропаганду грудного вскармливания.

S05. Экономические стимулы, применяемые в оплате

стационарной медицинской помощи, в целях сокращения

среднего койко-дня (оплата по схеме 0 - норматив).

S06. Наличие системы формирования социального

заказа на медицинские услуги на основе Программы

госгарантий, что позволяет обеспечить социальное

согласие в области при проведении реструктуризации

коечного фонда.

S07. Наличие установленных нормативов объемов

медицинской помощи (стационарной, поликлинической и

скорой) и нормативов стоимости единицы медицинских

услуг (стоимости пролеченного больного по профилю,

койко-дня, посещения, вызова скорой помощи), что

позволяет рассчитывать стоимость Программы

госгарантий и обеспечивать предсказуемость затрат,

т.е. более точно планировать расходы отрасли.

S08. Использование коечного фонда областных

учреждений здравоохранения для жителей всех

муниципальных образований области (квотирование

коечного фонда областных учреждений).

S09. Наличие медицинской реабилитации больных,

включая городские реабилитационные центры, а также

санаторно-курортные учреждения.

S10. Экономические стимулы, применяемые для

развития института врача общей практики

(стимулирующая выплата за интенсивный труд до

200%).

S11. Совершенствование системы обеспечения

отдельных категорий граждан льготными медикаментами

и создание в области сети уполномоченных аптек и

складов.

S12. Благоприятная демографическая ситуация до 2015

года (в трудоспособный и фертильный возраст

вступили многочисленные когорты граждан 80-х годов

рождения).

S13. Накоплен большой опыт разработки и реализации

областных целевых программ.

S14. Стабильное финансирование отрасли, в том числе

по Национальному проекту "Здоровье".

 ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОБЛАСТИ

O1. Правительство Российской Федерации поддерживает

большое количество реформ, в том числе в

здравоохранении. Национальный проект "Здоровье"

позволил оснастить в 2006 - 2008 годах

муниципальные учреждения здравоохранения

медицинским оборудованием (рентгеновским,

лабораторным, эндоскопическим) и медицинским

автотранспортом. Направлены значительные средства

на вакцинацию и дополнительную диспансеризацию

населения, что должно способствовать снижению

смертности от управляемых причин в силу раннего

выявления болезней (особенно от сердечно-сосудистых

заболеваний и онкологических заболеваний).

Полностью за счет федерального бюджета обеспечена

потребность в ВИЧ-системах диагностики, решена

проблема генетического скрининга новорожденных

детей.

O2. В 2007 - 2008 годах Вологодская область стала

участником пилотного проекта по повышению качества

оказания услуг в сфере здравоохранения. В рамках

пилотного проекта осуществлялось внедрение

одноканального финансирования и внедрение принципа

частичной аккумуляции средств для оплаты

медицинской помощи на основе финансирования по

подушевому нормативу. Данные направления

способствуют снижению госпитализации и повышению

эффективности работы отрасли. Проводятся разработка

и расчет медико-экономических стандартов для

стационаров.

O3. Концентрация специализированной поликлинической

помощи, лабораторной и инструментальной диагностики

на догоспитальном этапе при создании

консультативно-диагностического центра на базе

нового здания поликлиники N 1 в городе Вологде.

O4. Развитие реабилитационного лечения в

муниципальных поликлиниках и реабилитационном

центре г. Вологды. Долечивание больных в

центральных районных больницах после выписки из

областных учреждений здравоохранения с целью

наиболее эффективного использования коечного фонда

областных учреждений здравоохранения.

O5. Развитие высокотехнологичных видов помощи в

учреждениях Вологодской области с привлечением

финансирования из федерального бюджета.

O6. Аутсорсинг - размещение государственного и

муниципального заказа по оказанию медицинской

помощи в частную систему здравоохранения.

O7. Возможности фандрайзинга - привлечения

дополнительных источников финансирования, в том

числе развитие механизмов легальной оплаты

медпомощи сверх государственных гарантий (при

внедрении системы медико-экономических стандартов),

лизинг медицинского оборудования, сдача в аренду

государственного и муниципального имущества,

концессионные соглашения.

O8. Развитие профилактического направления

медицины.

O9. Оптимизация использования финансовых средств

систем обязательного медицинского страхования и

добровольного медицинского страхования.

O10. Изменение системы оплаты труда медицинского

персонала, направленное на повышение мотивации и

ориентированное на достижение результата -

сохранение здоровья населения                      

 СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОБЛАСТИ

W01. Недостаточное привлечение на работу молодых

специалистов-врачей из других регионов. Система

образования области не готовит врачебные кадры,

а только средний медицинский персонал.

W02. Отставание уровня заработной платы в

бюджетной сфере по сравнению с промышленным

сектором (разница в оплате - в 1.5 - 2 раза).

W03. Устаревшая материально-техническая база в

некоторых учреждениях. Недостаточное проведение

капитальных и текущих ремонтов. Сложности в

проведении лицензирования деятельности

учреждений здравоохранения.

W04. Увеличение числа лиц, имеющих группу

инвалидности. Уменьшение количества женщин

фертильного возраста и снижение количества

детей.

W05. Недостаточная грамотность населения в

вопросах здорового образа жизни.

Продолжительность жизни вологжан значительно

отстает от развитых стран (более чем на 10 лет).

Высокие показатели смертности мужчин (разница в

продолжительности жизни мужчин и женщин

составляет 12 - 13 лет). Резкое превышение

показателей смертности мужчин в возрасте после

18 лет над показателями смертности женщин (более

чем в 2 раза).

W06. Распространение социально значимых

заболеваний - заболеваний, передающихся половым

путем, наркомании и ВИЧ-инфекции, алкоголизма.

Проблема сохранения репродуктивного здоровья.

W07. Нерациональное использование скорой помощи,

наличие дорогих автотранспортных услуг.

W08. Неудовлетворенность жителей области

качеством оказания бесплатной медицинской помощи

(очереди, подмена бесплатных услуг платными

услугами и др.).

W09. Несформированность здоровьесберегающих

установок у населения.

W10. Неразвитость школьной медицины и медицины в

детских дошкольных учреждениях.

W11. Недостаток доступной квалифицированной

медицинской помощи в муниципальных районах

области из-за низкой обеспеченности врачебными

кадрами.

W12. Слабо развита социальная реабилитация.

Отсутствие хосписов на муниципальном уровне, в

первую очередь в городах Вологде и Череповце.

 УГРОЗЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОБЛАСТИ

T1. Отсутствие государственного заказа на

подготовку врачебных кадров для государственных

и муниципальных ЛПУ.

T2. Сокращение населения области и, как

следствие, увеличение издержек здравоохранения

на стоимость единицы услуги, так как расходы на

содержание зданий не зависят от количества

населения.

T3. Опасность остаться в числе регионов-

аутсайдеров, не владеющих передовыми

медицинскими технологиями и не способных

составить конкуренцию на рынке высоких

технологий. Как следствие - сохранение высокого

уровня смертности от управляемых причин

(сердечно-сосудистые заболевания, травмы и

отравления, онкология) и потери трудового

потенциала области.

T4. Недостаток в обеспечении жильем молодых

кадров усложняет возможность привлечения на

работу молодых специалистов-врачей из других

регионов.

T5. Сокращение финансирования отрасли из

федерального бюджета.

T6. Отсутствие преемственности в медицинском

ведении (сопровождении) больных, освобожденных

из учреждений УИН и страдающих социально

значимыми заболеваниями.

T7. Старение населения области, вызывающее рост

потребления медицинской помощи                  


Выполнению поставленных задач могут помешать риски, сложившиеся под воздействием негативных факторов и социально-экономических проблем, имеющихся в обществе.

1. Макроэкономические риски. Возможность ухудшения внутренней и внешней конъюнктуры, снижение темпов роста экономики, уровня инвестиционной активности, высокая инфляция.

2. Финансовые риски. Дефицит Программы госгарантий.

3. Техногенные и экологические риски. Любая крупная техногенная или экологическая катастрофа потребует дополнительных ресурсов на оказание неотложной медицинской помощи пострадавшим. В случае ухудшения экологической ситуации потребуется выделение дополнительных средств на проведение мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и обеспечению благоприятной санитарно-эпидемиологической обстановки.

4. Законодательные риски. Законодательная база в отрасли здравоохранения требует дальнейшего совершенствования. Решение ряда поставленных задач зависит от принятия необходимых нормативных правовых актов.

На основании проведенного ситуационного анализа и SWOT-анализа:

- выработана Стратегия здравоохранения до 2020 года, направленная на повышение эффективности и улучшение качества оказания медицинских услуг;

- предложены пути реформы системы здравоохранения в части повышения ее эффективности и доступности с использованием как факторов научно-технического прогресса (оборудование и технологии), так и организационных (диагностические центры, врачи общей практики, дневные стационары, новые организационно-правовые формы медицинских организаций) и др.;

- предложены пути реформы финансирования здравоохранения, предусматривающие ее прозрачность и социальные гарантии.