Железнодорожный транспорт играет ведущую роль в обеспечении международных и межрегиональных связей и создании условий комплексного развития системы грузовых и пассажирских перевозок в Ростовской области. Густота железнодорожной сети в области составляет 182 км на 1000 кв. км и превышает в 3,6 раза значение этого показателя по России. Около трети объема перевозок грузов и пассажиров, осуществляемых на территории Южного федерального округа, приходится на Ростовскую область.
Уровень развития инфраструктуры в настоящее время обеспечивает потребность в перевозках грузов железнодорожным транспортом в пределах Ростовской области.
Подавляющий объем перевозки грузов железнодорожным транспортом в области приходится на два основных направления: западное (Миллерово - Лихая - Ростов-на-Дону - Батайск) и восточное (Котельниково - Сальск - Тихорецк). Последовательное развитие инфраструктуры восточного направления позволит переключить на него растущий грузооборот в продолжение Транссибирской магистрали и ее выхода к портам Черноморского бассейна.
Основные направления пассажирских перевозок, следующих через территорию Ростовской области, - Центральный федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ (Ставропольский край) и Краснодарский край (рекреационные зоны).
К основным проблемам развития и функционирования железнодорожного транспорта в регионе относятся:
- недостаточное использование потенциала промышленного железнодорожного транспорта в городах области, где пустуют промышленные станции и малодеятельные подъездные пути к промышленным зонам из-за спада в индустриальном развитии региона;
- неразвитость сети железных дорог, особенно в северо-восточных районах области, которая сдерживает их экономическое и социальное развитие;
- спад объемов пригородных пассажирских перевозок, связанный с ростом тарифов за проезд (по сравнению с автобусными перевозками) и снижением мобильности населения.
Одним из основных направлений развития железнодорожного транспорта в Ростовской области в рассматриваемой перспективе являются:
- повышение комплексной безопасности и устойчивости железнодорожного транспорта за счет строительства обходов железнодорожных узлов, железнодорожно-автомобильных развязок в разных уровнях с ликвидацией железнодорожных переездов в пределах населенных пунктов.
В соответствии с утвержденными программами развития ОАО "РЖД" до 2030 года на территории Ростовской области реализуются следующие крупные инвестиционные проекты:
- "Комплексная реконструкция участка Котельниково - Кореновск - Тимашевская - Крымская" (предусматривается строительство вторых сплошных путей на перегонах от ст. Мелиоративный до ст. Тихорецкая с удлинением станционных путей до 1050 метров, что позволит обеспечивать пропуск длинносоставных поездов);
- развитие скоростного пассажирского сообщения на направлении Москва - Ростов-на-Дону - Адлер (для освоения перспективных пассажиропотоков);
- дальнейшее развитие припортовых станций Ростова, Азова и подходов к ним с учетом динамики грузопотоков в их адрес;
- развитие припортовых станций Казачья и Заречная с целью реализации проекта "Ростовский универсальный порт" и других портов промышленной зоны "Заречная" в г. Ростове-на-Дону;
- строительство пассажирской станции в зоне стадиона в г. Ростове-на-Дону для организации пассажирских перевозок болельщиков и участников чемпионата мира 2018 года по футболу (строительство посадочных платформ, вокзала и 3 путей).
Схема железных дорог Ростовский области представлена в приложении 5.*