Ростовская область характеризуется достаточно густой и разветвленной сетью автомобильных дорог, что в целом соответствует уровню экономического развития региона.
Протяженность автомобильных дорог общего пользования области по состоянию на 2015 г. составила 35,4821 тыс. км, в том числе:
- федерального значения - 713,8 км;
- регионального и межмуниципального значения - 7577,8 км;
- местного (муниципального) значения - 27190,5 км.
Обеспеченность автодорогами общего пользования в Ростовской области составляет 3,8 км / 1000 жителей, а плотность сети дорог - 158 км / 1000 кв. км ее территории, что превышает средний уровень по Южному федеральному округу, соответствует общероссийскому, но значительно уступает соответствующим показателям развитых стран мира.
По территории области сеть автомобильных дорог распределена неравномерно: плотность дорожной сети в районах, прилегающих к областному центру и к крупным городам, значительно выше, чем в периферийных районах. Наиболее разветвленной сетью дорог характеризуются: Аксайский, Семикаракорский, Азовский и Октябрьский районы. Наименее обеспечены автомобильными дорогами восточные и юго-восточные районы области: Заветинский, Морозовский, Ремонтненский, что сдерживает освоение территорий и замедляет темпы их социально-экономического развития.
В настоящее время в Ростовской области отмечается дефицит пропускной способности дорог по ряду направлений, технические параметры дорог не соответствуют современным требованиям.
Острой проблемой является состояние искусственных сооружений на автомобильных дорогах области. В настоящее время на региональных дорогах эксплуатируется 420 мостов и путепроводов протяженностью 24200 м, из которых 37 процентов находятся в неудовлетворительном состоянии.
Серьезной проблемой является наличие множества пересечений автодорог с железнодорожными путями в одном уровне, которые оказывают негативное влияние на скорость и безопасность движения по автомобильным дорогам.
Параметры региональных и межмуниципальных дорог области в основном соответствуют нормативам III - IV категории.
В то время как три четверти региональных и межмуниципальных дорог области по своим параметрам соответствуют IV категории, интенсивность движения автотранспорта на этих дорогах уже в настоящее время достигает 5000 - 16000 автомобилей в сутки, а на подходах к областному центру - г. Ростову-на-Дону - до 25000 автомобилей в сутки. Здесь наблюдается наибольшее несоответствие параметров дорог интенсивности движения.
Недостаточный уровень технического развития региональных и межмуниципальных дорог и рост автомобилизации населения области на 20 процентов за 3 года (с 230 авт. / 1000 человек в 2007 году до 275 авт. / 1000 человек в 2010 году) обуславливают высокий уровень транспортных расходов и аварийности движения.
К числу наиболее актуальных проблем дорожного комплекса Ростовской области относятся следующие:
- значительная часть автомобильных дорог общего пользования работает в режиме, превышающем оптимальный уровень загрузки; 35,7 процента протяженности федеральных, 34,4 процента региональных и 50,1 процента межмуниципальных дорог не соответствуют по основным техническим параметрам существующей интенсивности движения;
- недостаточно развита сеть федеральных дорог, протяженность их в границах области составляет всего 4,5 процента от протяженности дорог общего пользования, в то время как по федеральной сети осуществляется порядка 40 процентов областного грузопотока;
- особенно низок уровень развития автодорожной сети в восточных районах области, а также в сельской местности, что сдерживает развитие агропромышленного комплекса, замедляет темпы социально-экономического развития региона в целом;
- недостаточное количество обходов для вывода транзитного транспорта из г. Ростова-на-Дону и других городов и муниципальных образований области;
- отсутствуют дублеры основных въездов в г. Ростов-на-Дону; параметры въездных магистралей не соответствуют сложившимся размерам транспортных потоков, что приводит к перегрузке дорог, особенно в период летних "пиковых" нагрузок;
- в целом по области доля дорог IV, V и внекатегорийных составляет около 80 процентов, при этом 1,3 процента дорог общего пользования не имеют твердого покрытия, что затрудняет круглогодичный проезд транспорта, особенно с большими осевыми нагрузками;
- неудовлетворительное состояние автодорожных мостов и путепроводов: более трети мостов требует реконструкции или замены;
- наблюдается рост уровня аварийности на сети дорог общего пользования вследствие опережения темпов роста интенсивности движения по сравнению с увеличением пропускной способности дорог области;
- существует острая нехватка средств на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание дорог общего пользования;
- отсутствие необходимого финансирования (11,7 процента от норматива) снизило объемы капитального ремонта, затраты на содержание автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Стратегически важной задачей развития региональной и межмуниципальной сети автомобильных дорог является доведение технических параметров дорог, интегрированных в региональные автодорожные маршруты области, до нормативного уровня, ликвидация грунтовых разрывов и соединение 306 населенных пунктов дорогами с твердым покрытием с внешней сетью автомобильных дорог.
Необходимым условиям для формирования автодорожных коридоров соответствуют следующие региональные дороги:
- строительство по новому направлению дороги Р 61-56 Ростов-на-Дону - Азов, протяженностью 19 км, по нормативам I категории в целях соединения двух крупнейших городов области в обход многочисленных населенных пунктов;
- Р 61-1 Ростов-на-Дону - Ставрополь, реконструкция которой намечена по нормативам I - II категории и которая является частью маршрута Ростов-на-Дону - Ставрополь - Буденновск - Кочубей - Махачкала с выходами на Элисту, Астрахань, Казахстан;
- реконструкция автомобильной дороги Р 61-57 Азов - Александровка - Староминская по нормативам I, II, III категории, которая вместе с автомобильной дорогой Ростов-на-Дону - Азов будет частью одного из основных маршрутов региона Ростов-на-Дону - Азов - Новороссийск, дублируя участок магистрали М-4 "Дон" от Ростова-на-Дону до границы с Краснодарским краем, наиболее загруженный движением;