Главная задача государства в сфере функционирования и развития транспортной системы России - создание условий для экономического роста, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, превращение географических особенностей России в ее конкурентное преимущество.
Благодаря геополитическому положению, Ростовская область обладает значительным транзитным потенциалом, в том числе в системе международных транспортных коридоров (в Ростовском транспортном узле пересекаются все виды транспорта пяти международных коридоров). Использование транзитного потенциала региона является не только приоритетом развития транспортного комплекса, но и условием интенсификации внешнеэкономической деятельности Ростовской области.
Система международных коридоров включает следующие участки транспортных коммуникаций и инфраструктуры на территории Ростовской области:
МТК "Север-Юг": Хельсинки - Санкт-Петербург - Москва - Ростов-на-Дону - Новороссийск с дублирующим железнодорожным ходом: Москва - Воронеж - Ростов - Краснодар - Новороссийск и автомобильной магистралью М-4 "Дон" (Е-115) от границы Воронежской области до границы Краснодарского края;
МТК N 7: Дунайский воднотранспортный коридор (Дунай - Дон - Волга - Каспий);
ответвление МТК "ТрансСиб": железнодорожный ход: Волгоград - Котельниково - Зимовники - Сальск - Тихорецкая - Новороссийск;
автотранспортное кольцо вокруг Черного моря: участки автодорог Ростов-Одесса и М-4 "Дон" в границах области;
МТК N 3: Дрезден/Берлин - Киев - Ростов-на-Дону, с разветвлением автодорожной части на направления: Каменск-Шахтинский - Волгоград и через М-4 "Дон" на Закавказье; железнодорожной части - от пограничного перехода ст. Гуково с Украиной на направления: Лихая - Волгоград и Гуково - Батайск на Закавказье.
МТК "Север-Юг" является одним из глобальных проектов, призванных интегрировать Российскую Федерацию в мировую транспортную систему, обеспечить конкурентоспособную доставку грузов из регионов Персидского залива, Юго-Восточной Азии на железнодорожную сеть России, либо судами "река-море" по внутренним водным путям, следующим через территорию Ростовской области, в страны Восточной и Центральной Европы, а также Средиземноморья.