Основной целью развития системы образования является внедрение современной модели образования, обеспечивающей формирование человеческого капитала, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и населения.
Развитие системы образования ЮВЗ будет осуществляться по стандартам нового поколения.
1) Развитие дошкольного образования, повышение доступности и эффективности образовательных услуг.
Дошкольное образование выполняет несколько важных задач. Во-первых, оно обеспечивает полноценное развитие личности ребенка с ранних лет его жизни, во-вторых, предоставляет возможность родителям участвовать в экономической деятельности во время пребывания детей в дошкольных организациях. Таким образом, эффективность и доступность детских садов становится важным социально-экономическим фактором для накопления человеческого капитала и развития экономики.
Мероприятия по обеспечению дошкольного образования включают меры по предоставлению услуг раннего развития и образования для детей дошкольного возраста независимо от места их проживания, состояния здоровья, социального положения, в том числе реализации проектов по строительству новых дошкольных организаций, созданию дополнительных мест в действующих организациях, кадровому обеспечению системы дошкольного образования.
Основной предпосылкой повышения эффективности сферы дошкольного образования является создание районных социально-экономических центров, в которых предлагается сформировать образовательно-культурные центры для объединения в них всех видов организаций образования, культуры и спорта. Помимо создания данных центров необходимо обеспечить к ним доступ не только местным жителям, но и жителям соседних поселений, в том числе обеспечив транспортировку детей.
2) Развитие сферы общего и дополнительного образования.
Обеспечение лиц школьного возраста качественным образованием нацелено как на достижение высоких результатов общероссийского тестирования, так и на всестороннее развитие личности.
Инфраструктура и образовательные услуги должны быть эффективными и современными. Для их развития существует действующая федеральная система. Однако учет особенностей в развитии школьников не может быть регламентирован в рамках федеральной политики и требует индивидуального подхода как учителей, так и родителей. Школам ЮВЗ необходимо сохранить свою уникальность и сложившийся положительный опыт работы с детьми.
Развитие сферы общего и дополнительного образования включает:
обеспечение инновационного характера базового образования за счет обновления структуры сети образовательных организаций, развития материально-технической базы организаций образования;
создание на всех ступенях общего образования условий для реализации индивидуальных образовательных программ для каждого ученика, в том числе возможностей на старшей ступени обучения получить профессиональную подготовку;
создание условий для равного доступа к образованию и самообразованию за счет развития дистанционного обучения на базе информационно-технологической инфраструктуры образования (в том числе в сельской местности);
поддержка обучения граждан с ограниченными возможностями здоровья;
выплата стимулирующих надбавок молодым учителям;
повышение квалификации кадрового состава путем организации научно-практических конференций, участия в региональных и общероссийских конкурсах ("Учитель года");
стимулирование развития талантливой молодежи путем выплаты грантов, проведение региональных и организация участия в общероссийских и международных конференциях, конкурсах, организация взаимодействия с региональными вузами.
3) Развитие сферы профессионального образования:
Модернизация системы подготовки профессиональных кадров направлена на достижение сбалансированности рынка труда и образовательных услуг. В среднесрочной перспективе в сфере профессионального образования будет реализован следующий комплекс мероприятий:
1) внедрение современных образовательных технологий, сочетание обучения и практической деятельности, формирование комплексных учебных центров профессиональных квалификаций на базе организаций среднего профессионального образования;
2) создание программ для профессиональной подготовки особых категорий граждан: мигрантов трудоспособного возраста на контрактной основе по востребованным специальностям с последующим трудоустройством, членов семей мигрантов, лиц старших возрастов;
3) формирование долгосрочных отношений между предпринимателями и организациями профессионального образования. Работодатели всегда заинтересованы в долгосрочных отношениях со своими сотрудниками ввиду высоких затрат на адаптацию новых сотрудников. Для повышения эффективности труда должны сформироваться долгосрочные отношения между организациями профессионального образования и будущими работодателями. Предприниматели должны привлекаться к деятельности организаций не только по вопросам практики и трудоустройства, но и при формировании образовательных программ и методик. Вовлеченность будущих работодателей в деятельность образовательных организаций является важным фактором повышения их эффективности;
4) формирование долгосрочных отношений между будущими работодателями и студентами. Большинство международных корпораций работает со студентами, начиная с первых курсов, и отслеживает их успехи, понимая потенциальные выгоды от привлечения к своей деятельности перспективных специалистов. Эффективным инструментом прикрепления студентов является кредитование и финансирование их образования, предоставление постоянных мест прохождения практики и трудоустройство с льготным режимом работы;
5) внедрение в работу учебных заведений программ сертификации и повышения квалификации. В современных условиях диплом о наличии профессионального образования не может гарантировать достаточность знаний и квалификации выпускников. Для улучшения возможности трудоустройства необходимо создание программ сертификации на базе учебных заведений и работа с предприятиями для прохождения таких программ действующими работниками, что обеспечит образовательные организации дополнительными средствами и повысит качество труда на предприятиях;
6) развитие программ обмена. Программы обмена студентами зарекомендовали себя во всем мире как эффективный способ конкуренции и обмена опытом между организациями профессионального образования. В связи с этим, развитие таких программ является одним из стратегических приоритетов развития системы профессионального образования;
7) развитие услуг по подбору высококвалифицированного персонала на базе организаций профессионального образования. Система профессионального образования способна не только обучать, но и консолидировать кадры. Многие предприятия сталкиваются с трудностями при поиске специалистов на временную и постоянную работу. В связи с этим организации профессионального образования являются идеальной площадкой для развития подобного рода услуг, так как имеют возможность контроля и гарантии компетентности привлекаемых специалистов, а также обладают широкой базой контактов.