Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЗОНЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Направление 5.1: "Совершенствование управления развитием туристического сектора ЮВЗ"


1) Разработка концепции комплексного развития туризма в ЮВЗ.

Учитывая разнородность существующих и потенциальных мест притяжения туристов в ЮВЗ (от центра православия и паломничества в г. Бийске до центра азартного туризма в игорной зоне), необходима единая концепция комплексного развития туризма, в рамках которой будет создана эффективная система управления развитием туристической сферы ЮВЗ. Данная концепция может основываться на формировании 3 мест притяжения туристов, вокруг которых будет развиваться смежное предложение туристических услуг.

1 место притяжения - курорт Белокуриха.

Бренд "Белокуриха" пользуется популярностью у российских туристов, так как является историческим сформированным курортом, лечебно-оздоровительные свойства которого конкурируют с мировыми лидерами. Целевая аудитория, на которую следует ориентироваться при развитии курорта, - это жители Сибири. Транспортная доступность курорта характеризуется как относительно высокая, многие туристы предпочитают использовать автомобильный транспорт, проезжая по пути следования г. Бийск и другие территории ЮВЗ.

2 место притяжения - ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" и игорная зона "Сибирская монета".

Алтайский район, на территории которого реализуются федеральные проекты по развитию особой экономической зоны туристско-рекреационного типа "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны "Сибирская монета", - один из лидеров по оказанию туристических услуг в регионе. Целевая аудитория моложе и территориально шире той, на которую следует ориентироваться при развитии г. Белокурихи. Основное препятствие развития - низкая транспортная доступность, связанная с высокой стоимостью перелетов из Центральной России.

3 место притяжения - "Бийск - исторический".

Туристско-рекреационный потенциал г. Бийска оценивается на высоком уровне из-за сохранившихся объектов с высокой исторической ценностью, развитие которых в перспективе значительным образом скажется не только на экономике города, но и экономике туризма ЮВЗ. Местом притяжения в таком случае становится не весь городской округ, а его историческая часть в радиусе 2 км к северу от Коммунального моста. Культурно-досуговая зона должна охватывать основную массу памятников архитектуры и мест объединения объектов торговли и услуг. На базе "Архиерейского подворья" целесообразно создание центра православия Сибири. Опыт развития городов с богатой историей указывает на высокую перспективу объединения мест туризма, культурного и духовного развития с центрами потребления. В г. Бийске существует множество зданий, на базе которых не созданы культурные объекты, однако привлечение предпринимателей для ведения деятельности в соответствии с исторической функцией этих объектов (торговля, услуги) является перспективным направлением. Необходимо сформировать особые условия их участия в развитии этой зоны. Целевой аудиторией становятся посетители туристических объектов ЮВЗ (так как через г. Бийск проходят все туристические маршруты зоны), российские путешественники (включая школьные и студенческие группы) и граждане, глубоко увлекающиеся православием. Транспортная доступность территории для жителей Центральной России на данный момент не высока из-за отдаления от аэропортов, но для жителей Сибири является приемлемой.

Комплексное туристско-рекреационное освоение территории ЮВЗ предполагает также разработку дорожной карты развития сферы туризма и рекреации на территории всех муниципалитетов зоны с учетом имеющегося туристско-рекреационного потенциала и перспектив развития.

2) Модернизация и развитие инфраструктуры территорий.

В г. Бийске необходима реконструкция исторической части города с активным привлечением частных инвестиций в модернизацию архитектурных объектов и государственных - в инфраструктурные проекты. В г. Белокурихе важным направлением является реконструкция существующей инфраструктуры с целью приведения градостроительной модели города к классическому курорту (наличие обширных зон, свободных от транспорта, множество пешеходных маршрутов, единая система услуг, ограничения по продаже определенных видов продукции и другие направления). Прежде всего, должна быть проведена реконструкция центральной улицы города и завершено строительство законсервированных объектов недвижимости. Инфраструктура территории ТРК "Белокуриха", АТК "Золотые ворота", ОЭЗ ТРТ "Бирюзовая Катунь" и игорной зоны "Сибирская монета" будет развиваться в соответствии с принятыми программами развития.

3) Эффективный маркетинг территории.

В современных условиях потребительские предпочтения населения выстраиваются не только исходя из соотношения доступности и качества туристических услуг, но и исходя из определенного образа (стереотипа), сложившегося относительно конкретной местности.

В первую очередь, необходима разработка местных туристических брендов на территории ЮВЗ, формируемых в рамках единого имиджа места и его основных преимуществ. Бренд должен основываться на существующей идентичности территории, чтобы сохранять и увеличивать лояльность к нему, поддерживать "аутентичный" образ. Прежде всего, это касается сферы торговли, общественного питания и услуг, которые должны полностью соответствовать требованиям экологичности, здоровья, полезности и других признаков, отличающих Алтайский край. В торгующих организациях должна присутствовать преимущественно местная продукция, во всех отелях и заведениях общественного питания необходимо акцентировать внимание на местную кухню. Рекреационные территории следует освободить от загрязняющих объектов, в том числе автомобилей, в оформлении должны присутствовать определенные символы. Важное направление - развитие сопутствующих проектов, по аналогии с "Тропой Здоровья", которые не имеют инвестиционной отдачи, но значительно влияют на общее восприятие территории.

Для продвижения локальных брендов необходима активная маркетинговая политика. Маркетинг территории, расширение географии предложения туристического продукта, продвижение его в средства массовой информации и сети интернет, а также среди туроператоров являются важным мероприятием по увеличению туристического потока. При разработке маркетинговой стратегии необходимо использование профессиональных методик специализированных организаций, которые должны для этого привлекаться.

4) Развитие кооперационных форм сотрудничества и предоставление преимуществ организациям сферы туризма.

Наиболее эффективной формой сотрудничества предпринимателей является кластерная форма кооперации. Количество и размеры туристических кластеров в ЮВЗ постоянно увеличиваются. Для расширения кластерной активности необходимо продолжить эффективное взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с предпринимателями, осуществляющими деятельность в туристической сфере. В рамках такого взаимодействия осуществляется государственная поддержка бизнеса, предоставление им налоговых и иных преимуществ, снижение затрат на обеспечение туристических объектов инженерной инфраструктурой. Важный элемент кооперации - юридическая поддержка со стороны государственных органов власти, например, в реализации инициативы о внесении дополнений в законодательство о государственной границе с целью обеспечения безвизового пребывания иностранных граждан на территории края на срок до 30 дней.

5) Информационное взаимодействие, доступность информации, развитие статистических наблюдений и проведение опросов туристов.

Важным элементом кооперации является развитие информационного взаимодействия между участниками рынка, органами власти, туристическими операторами и иными лицами, которое целесообразно осуществлять с помощью специализированного программного обеспечения. Информация обо всех туристических услугах должна быть легкодоступна потенциальным потребителям. Необходимо использовать возможности федеральных, региональных СМИ, в том числе национальный туристский портал Russia.travel, для того, чтобы продвигать возможности отдыха, предлагаемые на территории ЮВЗ.

Организация проведения опросов гостей по различным целевым и региональным группам предоставит возможность для объективной оценки качества предоставляемых туристических услуг и своевременного принятия адекватных управленческих решений.