Недействующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЮГО-ВОСТОЧНОЙ ЗОНЫ АЛТАЙСКОГО КРАЯ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Направление 3.3: "Развитие кооперации и интеграции в АПК"


1) Поддержка сельскохозяйственной кооперации.

Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации является важным направлением поддержки малых форм хозяйствования на селе, решения вопросов импортозамещения, обеспечения достойного уровня жизни в сельской местности.

Кооперация позволяет решать большое количество задач: это улучшение доступа к рынкам сбыта, современной технике и технологиям; повышение конкурентоспособности, уровня доходности; снижение издержек и доступность кредитных ресурсов; решение социальных проблем, вовлечение в товарное производство ЛПХ.

Высокая доля малых форм хозяйствования в формировании валовой продукции сельского хозяйства ЮВЗ, сосредоточение более 30% посевных площадей зоны в крестьянских (фермерских) хозяйствах, а также их активное участие в программах по поддержке начинающих фермеров и семейных животноводческих ферм предопределяет необходимость создания и развития в ЮВЗ сельскохозяйственных потребительских кооперативов по закупу и переработке сельскохозяйственной продукции.

2) Создание условий для формирования кооперационных и интеграционных связей в АПК.

Стратегическим преимуществом развития кооперации и интеграции в АПК является то, что конечным бенефициаром всех производственных цепочек (от сбора сельскохозяйственной продукции до поставок пищевых продуктов в магазины) являются фермеры. Это снижает риски ведения сельского хозяйства и потребность в государственной поддержке отрасли, гарантирует качество и экологичность конечной продукции, позволяет наиболее благоприятным образом использовать земельные ресурсы, обеспечивает продовольственную безопасность в стране и социальную стабильность в сельской местности. Эффективное взаимодействие хозяйствующих субъектов усиливает их совокупное влияние на рынке, позволяет снижать трансакционные издержки, получать другие экономические преимущества. В связи с этим крупные кооперативы и интеграционные формирования стали активно развиваться и поддерживаться властями во всех странах мира.

Помимо сельхозпроизводителей и предприятий-переработчиков в инициацию процесса развития кооперационных и интеграционных связей должны быть включены селекционные предприятия и иные участники АПК с целью охвата максимально возможного круга вопросов производственной и коммерческой деятельности.

Ключевым рыночным преимуществом кооператива или интеграционного формирования будет являться единый бренд (либо линейка брендов), поэтому важным этапом бизнес-планирования становится разработка маркетинговой политики.

В моделях зарубежных стран важным элементом развития вертикально-интегрированных структур стала система перераспределения прибыли, вследствие чего необходимо изучать и апробировать такой опыт.

Наиболее широкое распространение в мире получили молочные кооперативы, производящие все виды молочной продукции, однако не существует ограничений для создания такой формы и в других сферах. Наиболее перспективными могут быть следующие виды вертикальных формирований: зерновой (производство различных видов крупы, муки, иных видов пищевой продукции и кормов); молочный (производство всего спектра молочной продукции); мясной (производство всего спектра мясной продукции); узкоспециализированный (производство продукции овцеводства, козоводства, оленеводства и других видов животных); маслобойный (производство продукции из масленых культур).