Для реализации данного направления необходимо осуществление следующих мер:
1) привлечение и закрепление специалистов в организациях муниципальных образований:
поддержка молодых специалистов в сфере образования, здравоохранения, сельского хозяйства при переезде для работы в сельскую местность;
улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, обеспечение жильем молодых специалистов;
реализация мероприятий по закреплению квалифицированных кадров на промышленных предприятиях ЮВЗ, в том числе содействие развитию гибких форм занятости;
2) создание новых рабочих мест, в том числе высокопроизводительных:
реализация экономического потенциала ЮВЗ, строительство новых предприятий, организация новых производств;
оптимизация условий для развития СМСП в Алтайском крае;
создание дополнительных рабочих мест, в том числе на основе развития системы кооперации;
3) повышение качества рабочих мест и трудовой жизни населения:
реализация комплекса мер, направленных на обеспечение устойчивого роста и своевременной выплаты заработной платы, в том числе в рамках работы соответствующих территориальных рабочих групп по снижению неформальной занятости;
реализация мер по сохранению здоровья работающего населения, в том числе непрерывная подготовка работников по вопросам охраны труда, информационное обеспечение и пропаганда охраны труда, совершенствование лечебно-профилактического обслуживания работающего населения;
4) развитие социального партнерства на рынке труда:
обеспечение заключения и реализации территориальных, территориальных отраслевых соглашений, изменений и дополнений к ним, коллективных договоров;
заключение и реализация соглашений о стратегическом партнерстве на рынке труда с работодателями, осуществляющими деятельность на территории ЮВЗ;
5) переориентация личных подсобных хозяйств на предпринимательские формы деятельности:
разработка программ обучения граждан эффективным формам экономического развития ЛПХ в фермерские хозяйства;
определение наиболее перспективных видов предпринимательской деятельности на базе личных подсобных хозяйств (включая формат семейных мини-ферм по разведению кроликов, индейки, гусей, уток, элитных пород кур, коз, овец, крупного рогатого скота; небольшие рыбные хозяйства; небольшие тепличные хозяйства по выращиванию овощей и ягод; выращивание элитных сортов картофеля и овощей в открытом грунте, а также иные направления);
объединение таких хозяйств с кооперативами для обеспечения перспектив сбыта продукции;
формирование франчайзинговых отношений;
6) переориентация граждан, занятых в ЛПХ, на трудовую занятость.
Производительность труда и уровень доходов домохозяйств могут быть значительно увеличены за счет занятия этих лиц на трудовой основе в крупных сельскохозяйственных предприятиях с возможностью дополнительного к оплате труда получения части продукции (в гораздо большем объеме, нежели можно приобрести за эквивалент дополнительной оплаты труда) для удовлетворения личных нужд. Таким образом, производительность и эффективность экономики будут увеличены, как и доходы домохозяйств, за счет переориентации на трудовые отношения;
7) обеспечение возможности самозанятости в несельскохозяйственных сферах.
Низкая плотность населения ряда территорий ЮВЗ тормозит развитие потребительского рынка. Из-за отсутствия крупных населенных пунктов в сельской местности представители сферы торговли и услуг не имеют перспективных мест размещения объектов. Обычно зоны торговли и услуг формируются вокруг мест концентрации спроса, например, железнодорожных станций или автовокзалов, которых также нет в большей части ЮВЗ. Таким образом, любые инициативы, связанные с развитием торговли и услуг, а также мелких производств в малонаселенной сельской местности, должны обеспечиваться мерами господдержки;
8) устранение диспропорций на рынках труда.
Неэффективность существующей модели развития на основе точки роста в г. Бийске и Зональном районе обусловлена большим количеством населения в соседних районах с низким уровнем доходов. В итоге вместо плавного "вытягивания" экономики ЮВЗ произошло перенасыщение рынка труда рабочей силой, которое вызвало снижение заработных плат ниже объективного уровня производительности работников и нивелировало стимулы предпринимателей по повышению эффективности производств. Данная диспропорция может быть устранена путем преимущественного увеличения доходов в районах с их низким уровнем;
9) активизация профсоюзной деятельности.
Диспропорции на рынке труда могут быть также нивелированы активной деятельностью профсоюзов, действующих при поддержке региональных органов власти и органов местного самоуправления;