Концепцией устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации определена задача политики оптимизации расселения в сельских территориях с учетом необходимости устойчивого социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, формирование в сельских поселениях опорных пунктов и обеспечение их взаимосвязи между собой и с центрами муниципальных районов. Ожидаемое сокращение трудоспособного населения не станет препятствием для возможности ускоренного экономического роста в сельских территориях за счет ожидаемого увеличения производительности труда. Для использования данной возможности необходимо не только обеспечить условия для полноценного трудоустройства в ключевой для села сфере АПК, но сформировать такую территориальную модель, при которой все жители ЮВЗ могли бы полноценно удовлетворять свои потребности.
1) Разработка территориально-демографической модели ЮВЗ.
Главным препятствием на данном этапе для формирования условий, при которых домохозяйства могут удовлетворять все свои потребности, является незначительный размер сельских населенных пунктов и некоторых районных центров.
Новая модель территориального развития должна усилить связь не только между селами, опорными пунктами и районными центрами, но и между муниципальными образованиями, так как крупные районные центры могут выступать точками притяжения для жителей других районных центров и поселений. Так, например, не во всех муниципальных образованиях функционируют учреждения профессионального образования, и, таким образом, неизбежно возникает связь между соседними районами, чьи растущие трудовые кадры мигрируют для получения образования и не имеют достаточных стимулов для возвращения в родные села (например, у молодых людей, обучавшихся в г. Бийске, г. Белокурихе и с. Алтайском). Необходимо определить перспективность социально-экономического развития сел и возможность их сохранения. На следующем этапе необходимо сформировать благоприятные условия миграции в эти села, определить перспективные виды занятости, сформировать реестр будущих трудовых ресурсов, обеспечить их соответствующим для развития агропромышленного комплекса образованием и предоставить все необходимые ресурсы.
В долгосрочной перспективе ожидается укрупнение сельских районных центров. Многие существующие административные центры районов являются незначительными по своим размерам. В связи с этим необходимо провести соответствующие исследования, на основе которых установить точки роста существующих мест притяжения сельского населения и определить перспективные точки роста.
В результате разработанной модели должен быть определен перечень и структура перспективных точек роста (районные центры, опорные пункты, села), виды занятости в них, силы притяжения (предприятия, неосвоенные земельные ресурсы), порядок пользования многоуровневой социальной инфраструктурой (по примеру трехуровневой модели здравоохранения), порядок развития и перспективная численность населения.
2) Создание благоприятных условий миграции в точки роста.
Данное мероприятия подразумевает содействие развитию индивидуального жилищного строительства в рамках реализации государственной программы Алтайского края "Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Алтайского края" на 2014 - 2020 годы.
3) Финансирование развития инфраструктуры для расширения опорных пунктов.
Точки роста должны быть обеспечены всей необходимой инженерной и социальной инфраструктурой, включая единые образовательно-культурные и спортивные центры, а также соответствующие медицинские организации. К зонам жилищного строительства должны быть подведены современные эффективные сети водо- и энергоснабжения. Транспортная инфраструктура и сеть общественного транспорта должны обеспечивать возможность беспрепятственного передвижения населения.
4) Государственная поддержка предпринимательства в точках роста.
Благоприятные условия должны быть предоставлены предпринимателям, нацеленным осуществлять инвестиции в мелкие производства, торговлю, услуги и строительство на территориях формирующихся центров.
5) Привлечение инвесторов и проведение массовой информационной кампании о преимуществах переезда в точки роста.
Политика создания таких районных центров должна получить информационное сопровождение в средствах массовой информации. Инвесторы должны быть уверены в долгосрочности стратегических планов по укрупнению районных центров. Государственным органам необходимо использовать все имеющиеся возможности по созданию преимуществ в центрах.
6) Проведение массовой информационной работы с жителями "вымирающих" населенных пунктов с целью определения и интенсификации стимулов для переезда.
Наиболее перспективным является переселение лиц старше трудоспособного возраста в районные центры. Это позволит повысить качество предоставляемых им услуг, снизить бюджетные затраты на их осуществление, улучшить жилищные условия и сконцентрировать спрос. Молодое население более мобильно и поэтому оперативно отреагирует на создаваемую инициативу.