Основные показатели обеспеченности объектами социально-культурной сферы
Наименование показателя | 2009 год | 2010 год | 2011 год | 2012 год |
Дошкольные и дневные общеобразовательные учреждения | ||||
Число дошкольных образовательных учреждений (на конец года), единиц | 617 | 600 | 598 | 577 |
Численность детей в них, тыс. человек | 61.8 | 62.9 | 65.1 | 67.5 |
Обеспеченность детей местами в дошкольных образовательных учреждениях на 1000 детей в возрасте 1 - 6 лет, приходится мест | 784 | 759 | 774 | 789 |
Число дневных общеобразовательных учреждений (на начало учебного года), единиц | 558 | 533 | 508 | 489 |
Интернатные учреждения для детей | ||||
Детские дома | 36 | 30 | 27 | 26 |
в них детей, человек | 1410 | 1274 | 1058 | 1064 |
Школы-интернаты общего типа | 3 | 2 | 2 | 1 |
в них детей, человек | 379 | 299 | 257 | 220 |
Из них школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей | 2 | 1 | 1 | - |
в них детей, человек | 178 | 103 | 80 | - |
Объекты здравоохранения | ||||
Число больничных коек, тысяч | 11,8 | 10,7 | 10,7 | 10,1 |
на 10000 человек населения | 98 | 89 | 90 | 84,6 |
Число врачебных учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь населению, единиц | 207 | 202 | 211 | 78 |
Мощность амбулаторно-поликлинических учреждений (число посещений в смену), тысяч | 33.9 | 34.5 | 35.2 | 32 |
на 10000 человек населения | 281 | 287 | 294 | 267 |
Число фельдшерско-акушерских пунктов, единиц | 586 | 564 | 555 | 552 |
Объекты отдыха и развлечений, культуры и спорта | ||||
Число массовых библиотек, единиц | 666 | 653 | 648 | - |
Число учреждений культурно-досугового типа, единиц | 324 | 324 | 319 | - |
в них мест, тысяч | 94,3 | 88,7 | 86,2 | - |
на 1000 человек населения | 78 | 74 | 72 | - |
За период 2009 - 2012 годов произошло общее снижение доступности качественных образовательных, медицинских, культурных услуг для населения области.
Значительную роль в развитии здравоохранения имеет система территориального планирования. Конкретное размещение лечебных учреждений осуществляется с учетом федеральных и областных нормативных документов и рассматривается в генеральных планах г. Вологды, г. Череповца и районных центров, являющихся центрами систем расселения.
В сфере здравоохранения необходимо создание для всего населения приемлемых условий доступности основных медицинских услуг, предоставляемых учреждениями здравоохранения. В связи с этим требуется увеличение сети амбулаторно-поликлинических учреждений в виде консультативных поликлиник и поликлиник центральных районных больниц, офисов врача общей практики и фельдшерско-акушерских пунктов. Кроме того, необходимы мероприятия по расширению ряда существующих больничных учреждений, реконструкции зданий, замене ветхих и аварийных зданий новыми объектами.
Также в последние годы остается актуальной проблема нехватки мест в дошкольных образовательных учреждениях.
Система дошкольного образования рассматривается сегодня как один из факторов укрепления и сохранения здоровья детей, а также улучшения демографической ситуации в Российской Федерации. С этой точки зрения увеличение рождаемости невозможно без предоставления гражданам социальных гарантий устройства ребенка в дошкольное образовательное учреждение.
В настоящее время количество детских садов в области недостаточно для обеспечения всех детей, нуждающихся в устройстве в дошкольное образовательное учреждение.
В сфере дошкольного образования на 1 января 2013 года в области функционировали 577 учреждений с общей численностью детей 67,5 тыс. человек. В сельской местности расположены 43,7% всех дошкольных образовательных учреждений.
За последние три года произошло значительное увеличение контингента дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп общеобразовательных учреждений, в целом по сравнению с 2009 годом на 5,7 тыс. человек (с 61,8 до 67,5 тыс. человек).
Для решения проблемы обеспеченности детей дошкольного возраста местами в детских дошкольных учреждениях принимаются следующие меры:
открытие дошкольных групп в детских садах и школах;
строительство новых зданий дошкольных учреждений, а также реконструкция и приобретение зданий детских садов.
Из-за недостаточной доходной базы местных бюджетов строительство объектов капитального строительства муниципального значения невозможно без финансовой помощи за счет средств областного бюджета. Увеличение сроков строительства из-за необеспеченности финансовыми средствами ведет к увеличению стоимости строительства объектов (таблица 2).