УКАЗ
от 08 августа 2016 года N УГ-165
О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРИНЦИПОВ И МЕХАНИЗМОВ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН, ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН СИСТЕМЫ "ОТКРЫТАЯ РЕСПУБЛИКА"
В целях внедрения принципов и механизмов функционирования открытого правительства в деятельность республиканских органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, повышения эффективности функционирования в Республике Башкортостан системы "Открытая Республика" постановляю:
1. Установить, что открытое правительство в Республике Башкортостан - это система мероприятий по организации деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан, проводимых Администрацией Главы Республики Башкортостан, Правительством Республики Башкортостан, республиканскими органами исполнительной власти Республики Башкортостан и органами местного самоуправления Республики Башкортостан (далее - органы власти), направленных на выполнение следующих задач:
обеспечение высокого уровня прозрачности деятельности органов власти, свободного обмена информацией между ними и обществом на основе принципов информационной открытости;
расширение возможностей и форм участия общества в подготовке и реализации решений органов власти, а также в оценке эффективности их деятельности;
расширение возможностей и форм общественного контроля за деятельностью органов власти;
повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами власти и подведомственными им организациями.
2. Поручить органам государственной власти Республики Башкортостан и рекомендовать органам местного самоуправления Республики Башкортостан в двухмесячный срок разработать и утвердить планы мероприятий, направленных на решение задач открытого правительства, и назначить ответственных должностных лиц за реализацию этих мероприятий.
3. Утвердить:
Концепцию формирования в Республике Башкортостан открытого правительства (далее - Концепция) согласно приложению N 1 к настоящему Указу;
перечень мероприятий по повышению эффективности функционирования в Республике Башкортостан системы "Открытая Республика" (далее - перечень мероприятий) согласно приложению N 2 к настоящему Указу.
4. Ввести в промышленную эксплуатацию ранее не введенные компоненты системы "Открытая Республика", соответствующие перечню мероприятий.
Поручить государственным органам Республики Башкортостан, указанным в перечне мероприятий, и рекомендовать Секретариату Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан и Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан совместно с Государственным комитетом Республики Башкортостан по информатизации и вопросам функционирования системы "Открытая Республика" осуществлять своевременное и качественное выполнение работ, предусмотренных перечнем мероприятий.
5. Признать утратившими силу:
6. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Главы Республики Башкортостан.
7. Указ вступает в силу со дня его подписания.
Глава
Республики Башкортостан
Р.ХАМИТОВ
Уфа, Дом Республики
8 августа 2016 года
N УГ-165
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН ОТКРЫТОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА
Открытое правительство - система принципов, механизмов и инструментов организации государственной деятельности на основе развития форм участия граждан в управлении, прозрачности и подотчетности деятельности органов государственной власти Республики Башкортостан и органов местного самоуправления Республики Башкортостан (далее - органы власти), а также широкого использования современных информационных технологий и новых средств коммуникации в осуществлении взаимодействия органов власти с гражданами.
Открытое правительство основано на признании того, что:
социальные и экономические вызовы общества многообразны и возникают на самых различных уровнях;
интенсивность информационных обменов в обществе требует от системы государственного управления значительно большей открытости в целях обеспечения потребностей и интересов граждан, распространения достоверной информации и повышения конкурентоспособности страны;
информационные технологии и новые средства коммуникации меняют социальные процессы и требуют внедрения современных технологий взаимодействия государства и общества.
Реализация открытого правительства в Республике Башкортостан является одной из важнейших составляющих обеспечения устойчивого развития региона.
Концепция формирования в Республике Башкортостан открытого правительства (далее - Концепция) принимается в целях:
повышения прозрачности и подотчетности деятельности органов власти;
повышения качества решений органов власти;
повышения удовлетворенности граждан качеством государственного управления;
расширения возможностей непосредственного участия граждан в процессах разработки, экспертизы и контроля исполнения решений, принимаемых органами власти;
качественного изменения уровня информационной открытости органов власти;
развития механизмов общественного контроля деятельности органов власти и исполнения ими государственных (муниципальных) функций;
повышения качества и доступности государственных (муниципальных) услуг.
Концепция закрепляет основные принципы открытости органов власти и механизмы (инструменты) реализации этих принципов. Концепция призвана стать основой системного подхода к реализации принципов и требований открытого правительства, повышению уровня открытости органов власти.
Реализация Концепции в Республике Башкортостан будет способствовать:
упрощению взаимодействия граждан и органов власти;
повышению качества решений органов власти, результатов реализации государственных решений и их регулирующего воздействия;
росту качества жизни населения Республики Башкортостан;
повышению уровня доверия жителей региона к деятельности органов власти и удовлетворенности ее результатами;
выполнению задач, определенных следующими нормативными актами:
Указом Президента Российской Федерации от 21 августа 2012 года N 1199 "Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями).
На сегодняшний день в Республике Башкортостан уже реализуются отдельные проекты и идеи, которые соответствуют принципам формирования открытого правительства (развивается система "Открытая Республика", действует сеть многофункциональных центров, при органах власти сформированы общественные советы, жителям предоставляются возможности получения электронных государственных и муниципальных услуг, некоторые государственные органы реализуют ведомственные программы (планы) в сфере открытого правительства). В основном такие проекты были инициированы интуитивно, по мере необходимости, и их реализация является несистемной.
Курс на формирование качественно новой системы открытого правительства в Республике Башкортостан требует как внедрения новых форм и механизмов открытого правительства в деятельность органов власти, так и систематизации уже имеющихся инструментов. Таким образом, в дальнейшем стоит рассматривать мероприятия, проводимые в рамках применения принципов и механизмов открытого правительства в республике, как неотъемлемые части реализации настоящей концепции.
Открытость органов власти при реализации ими государственных (муниципальных) полномочий и функций достигается соблюдением следующих принципов:
информационная открытость - своевременное предоставление открытой, общедоступной и достоверной информации о деятельности органов власти, доступ к которой специально не ограничен федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законами Республики Башкортостан, актами Главы Республики Башкортостан и Правительства Республики Башкортостан, в формате, удобном для поиска, обработки и дальнейшего использования такой информации, в том числе в форме открытых данных;
понятность - представление целей, задач, планов и результатов деятельности органов власти в форме, обеспечивающей простое и доступное восприятие обществом указанной информации;
вовлеченность гражданского общества - обеспечение возможности участия граждан Российской Федерации, общественных организаций и предпринимательского сообщества в разработке и реализации управленческих решений в целях учета общественного мнения, а также создания системы постоянного диалога органов власти и граждан;
подотчетность - раскрытие органами власти информации о своей деятельности с учетом запросов и приоритетов гражданского общества, обеспечение возможности осуществления гражданами, общественными организациями и предпринимательским сообществом контроля деятельности органов власти.
Реализация принципов открытости осуществляется путем применения соответствующих основных механизмов (инструментов):
раскрытие информации о деятельности органов власти;
размещение наборов открытых данных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и создание на их основе востребованных социальных сервисов и приложений;
оценка эффективности деятельности органов власти;
использование каналов обратной связи и взаимодействия органов власти с гражданами;
формирование и организация работы органов власти с общественными советами;
работа органов власти со средствами массовой информации, социальными сетями и форумами в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Перечень представленных в Концепции механизмов (инструментов) открытости не является исчерпывающим и закрытым. Постоянное их совершенствование и расширение - один из принципов открытости, который позволяет эффективнее достигать обозначенных выше целей.
В ходе реализации Концепции определяются первоначальный набор соответствующих процедур, проектов и мероприятий, а также их порядок и организационные схемы внедрения.
Организация внедрения принципов и механизмов открытости в системе государственного управления Республики Башкортостан предусматривает следующие процедуры:
1. Диагностика текущей позиции и возможностей республики в сфере открытого правительства.
2. Формирование ответственных и координирующих органов.
3. Разработка плана мероприятий по повышению открытости государственного управления в республике.
Составление плана реализации данной Концепции и разработка дополнительных инициативных механизмов (инструментов) открытости основываются на:
принципах открытости, изложенных в Концепции;
регламентации деятельности органов власти;
актуальных вопросах и приоритетах социально-экономического развития республики;
запросах граждан Российской Федерации, общественных организаций и предпринимательского сообщества;
опыте повышения открытости государственного управления других субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, мировом опыте и т.д.
4. Подготовка и принятие основных нормативных правовых актов Республики Башкортостан, касающихся повышения открытости государственного управления в регионе, в частности вопросов:
реализации открытого правительства в Республике Башкортостан;
внедрения отдельных механизмов (инструментов) открытости.
5. Реализация плана мероприятий по повышению открытости государственного управления в республике осуществляется органами власти в рамках установленных полномочий и бюджетных ассигнований, предусмотренных на очередной финансовый год и плановый период на руководство и управление в сфере установленных функций.