Современная ситуация в Воронежской области в сфере иностранной миграции обусловлена значительным ростом миграционных потоков и масштабными изменениями федерального законодательства. Существенная часть миграционных потоков на территорию области носит вынужденный характер. Так, обострение социально-экономической обстановки на Украине привело к многократному увеличению мигрантов в целом (в том числе заявивших о предоставлении временного убежища). Происходит также рост трудовой и учебной миграции.
Оптимальным системным решением проблем оформления мигрантов стало создание в октябре 2015 года в городе Воронеже единого миграционного центра по приему и документированию иностранных граждан, в котором реализуются государственные функции и услуги, необходимые для их легализации.
К проблемным вопросам в данной сфере, касающимся лиц, не являющихся гражданами России, относятся:
- адаптация к происходящим изменениям подзаконных нормативных актов и правоприменительной практики;
- легализация лиц с неурегулированным правовым статусом, долгое время проживающих на территории области;
- нарушение сроков содержания лиц, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, в специализированных учреждениях.
Основной проблемой для граждан России остается то, что, несмотря на наличие в Законе Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" положения "регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации", фактически люди, не имеющие регистрации по месту жительства или по месту пребывания, не имеют возможности реализовать свои права - получить социальные выплаты, кредит в банке, записаться к врачу в поликлинике и т.д.
Основные задачи:
- снижение социальной напряженности, обусловленной миграционными процессами;
- повышение защищенности прав иностранных граждан на территории области;
- приведение правоприменительной практики ИОГВ в соответствие федеральному законодательству в части необходимости регистрации граждан России для реализации своих прав.
Ожидаемые результаты:
- эффективная региональная система мер по управлению ситуацией в миграционной сфере;
- отсутствие дискриминации граждан России по основанию отсутствия регистрации на территории области.
Пути и способы достижения ожидаемых результатов:
1) поддержка и развитие Единого миграционного центра Воронежской области;
2) заключение международных договоров Воронежской области с территориальными образованиями государств - доноров трудовых мигрантов по созданию социально-экономических проектов на основе смешанного финансирования при участии бизнеса и государственных структур и развитию рекрутинговых компаний на территории стран исхода мигрантов;
3) развитие материально-технический базы и укрепление системы безопасности учебных заведений области, выступающих в качестве принимающей стороны для иностранных граждан, прибывающих в Воронежскую область с целью получения образования;
4) создание и функционирование на базе образовательных организаций центров по обучению мигрантов основам российской культуры, действующего законодательства, поведенческим нормам страны пребывания;
5) разработка и внесение в Государственную Думу Российской Федерации законодательных инициатив:
- о внесении поправок в Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации";
- о нормативном закреплении дифференцированного подхода территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН) при направлении представлений в Министерство юстиции Российской Федерации для принятия решений о нежелательности пребывания в Российской Федерации лиц без гражданства, учитывая такие обстоятельства, как отсутствие связей со страной исхода, наличие собственного жилья в России и близких родственников - граждан России;
- о внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации", предусматривающих возможность регистрации граждан России по месту их пребывания в нежилых помещениях, в том числе по юридическим адресам работодателя или социальных служб;
6) создание ресурсных центров для информационной поддержки и социальной адаптации мигрантов с участием ОМСУ и НКО;
7) в рамках деятельности Научно-консультативного совета при Воронежском областном суде выработка методических рекомендаций по рассмотрению судами дел о помещении иностранных граждан и лиц без гражданства в специализированные учреждения до исполнения решения о выдворении.