ГУБЕРНАТОР ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

УКАЗ

от 05 августа 2016 года N 272-у

О СТРАТЕГИИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА 2016 - 2025 ГОДЫ


В целях улучшения качества жизни населения и социальной справедливости, достижения системности и эффективности государственных механизмов реализации и защиты конституционных прав и свобод человека, укрепляющих доверие к государственной власти, создания условий, обеспечивающих гражданам и их объединениям возможность реализации своих прав, достижения высокого уровня индекса человеческого развития, активизации институтов гражданского общества на территории Воронежской области постановляю:

1. Утвердить прилагаемую Стратегию Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016 - 2025 годы.

2. Контроль за исполнением настоящего указа оставляю за собой.

Губернатор Воронежской области
А.В.ГОРДЕЕВ






Утверждена
указом
губернатора Воронежской области
от 05.08.2016 N 272-у

СТРАТЕГИЯ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ РАЗВИТИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА НА 2016 - 2025 ГОДЫ


 1. Общие положения

1.1. Цели и задачи Стратегии


Стратегия Воронежской области в сфере развития и защиты прав человека на 2016 - 2025 годы (далее - Стратегия) определяет цели и приоритетные направления дальнейшего совершенствования реализации конституционных прав и свобод человека и механизмов их защиты с учетом перспективы развития Воронежской области, а также способы достижения этих целей.

Стратегия направлена на обеспечение более полной реализации норм Конституции Российской Федерации и Устава Воронежской области, относящихся к правам и свободам человека и гражданина (далее - ПЧ).

Цели Стратегии:

- повышение качества жизни населения и уровня социальной справедливости;

- достижение системности и эффективности государственных механизмов реализации и защиты конституционных прав и свобод человека, укрепляющих доверие к государственной власти;

- создание условий, обеспечивающих гражданам и их объединениям возможность реализации своих прав;

- достижение высокого уровня индекса человеческого развития;

- активизация институтов гражданского общества, участвующих в правозащитной деятельности на территории Воронежской области.

Приоритетные направления совершенствования реализации ПЧ и механизмов их защиты:

- совершенствование механизмов восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина;

- нормативное закрепление и контроль выполнения государственными органами конституционного принципа приоритета прав и свобод человека как высшей ценности;

- повышение эффективности работы исполнительных органов государственной власти Воронежской области (далее - ИОГВ) и органов местного самоуправления Воронежской области (далее - ОМСУ) в интересах граждан;

- повышение прозрачности деятельности ИОГВ и ОМСУ для общества;

- гармонизация отношений государственных и общественных институтов;

- развитие системы общественного контроля;

- совершенствование механизмов правовой помощи и обучения.

Ключевыми принципами Стратегии являются конституционно закрепленные принципы реализации ПЧ:

- человек, его права и свободы являются высшей ценностью;

- признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства;

- все граждане имеют равные права;

- права и свободы человека являются непосредственно действующими и неотчуждаемыми;

- произвольное ограничение прав и свобод недопустимо;

- осуществление человеком своих прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц.

Способы достижения целей:

- применение к деятельности ИОГВ и ОМСУ индикаторов эффективности;

- совершенствование межведомственной координации в вопросах реализации и защиты ПЧ, в том числе между уполномоченными по правам человека, ребенка, предпринимателей;

- контроль доступности получения достоверной и своевременной информации о деятельности ИОГВ и ОМСУ;

- поддержка общественных инициатив по защите ПЧ;

- инициирование общественных проверок и общественных экспертиз;

- организация различных форм правовой помощи и обучения среди молодежи и других категорий населения.

Предметом совершенствования в Стратегии являются общественные отношения в сфере реализации и защиты ПЧ.

Анализ состояния сферы ПЧ на территории Воронежской области и предлагаемые направления увеличения их защищенности, изложенные в Стратегии, базируются на:

- Стратегии социально-экономического развития Воронежской области на период до 2020 года, утвержденной Законом Воронежской области от 30.06.2010 N 65-ОЗ (далее - ССЭР ВО 2020);

- государственных программах Воронежской области;

- ежегодных докладах о соблюдении ПЧ в Воронежской области.

Основные разделы Стратегии включают в себя:

- краткий анализ сложившейся ситуации (позитивные и негативные практики, тенденции);

- задачи по улучшению защищенности ПЧ;

- ожидаемые результаты реализации Стратегии;

- пути и способы достижения результатов.

Реализация Стратегии осуществляется с учетом следующих положений:

- задачи и ожидаемые результаты Стратегии являются ориентирами, которых должны придерживаться все органы государственной власти Воронежской области и ОМСУ в конкретных сферах деятельности при планировании и выполнении мероприятий;

- координирующим органом по реализации Стратегии является уполномоченный по правам человека в Воронежской области;

- направления и меры по реализации Стратегии, находящиеся в ведении Воронежской области, реализуются ИОГВ и ОМСУ;

- меры, находящиеся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении, реализуются путем вынесения соответствующих предложений на федеральный уровень;

- выполнение системы мер, предложенных в Стратегии, реализуется на основе ежегодного планирования;

- изложенные в Стратегии оценки ситуации в сфере ПЧ, а также конкретные задачи и способы их решения подлежат периодической корректировке по мере достижения определенных результатов и появления существенных изменений в политической и социально-экономической областях.

1.2. Общая характеристика состояния защищенности прав человека в Воронежской области


Оценка состояния сферы прав человека в Воронежской области в целом показывает, что при продолжающемся воздействии неблагоприятных факторов на международном и внутрироссийском уровнях, обострившихся с 2014 года, произошло дальнейшее снижение уровня защищенности прав граждан. В основе большинства нарушений прав человека лежат экономические и организационные проблемы.

Мониторинг состояния ПЧ на территории Воронежской области за 2011 - 2015 годы и практика работы по выполнению рекомендаций ежегодных докладов уполномоченного по правам человека показывают, что ИОГВ и ОМСУ недостаточно системно и эффективно проводят курс на защиту прав, свобод и интересов граждан.

В 2016 году ожидается дальнейшее осложнение политической и экономической обстановки в стране, что, несомненно, повлияет на сферу реализации основных прав жителей региона и потребует от всех ИОГВ и ОМСУ достижения нового качественного уровня эффективности их деятельности.

Реализация некоторых декларированных законодательством социальных прав в течение ряда лет остается практически "замороженной" по причине недостаточного финансирования. Это относится, в частности, к получению социального жилья, земельных участков, путевок на санаторно-курортное лечение, технических средств реабилитации инвалидов.

Исходя из докладов о соблюдении ПЧ, среди наиболее часто нарушаемых конституционных прав граждан отмечается устойчивое превалирование социальных и имущественных прав:

- на первом месте остается право на жилище, но доля обращений о его нарушениях с каждым годом снижается;

- второе место с тенденцией устойчивого роста (более чем в 5 раз за 4 года) занимает право на государственную и судебную защиту прав и свобод, что обусловлено, прежде всего, ростом неудовлетворенности граждан качеством работы правоохранительных и судебных органов;

- третье место по количеству нарушений занимают права собственности, доля которых остается стабильной на протяжении ряда лет, что отражает отсутствие продвижения в решении проблем в сфере предоставления земельных участков и регулирования земельных отношений;

- доля нарушений прав на социальное обеспечение, труд и благоприятную окружающую среду уменьшилась за 4 года более чем в 2 раза, что отражает позитивные сдвиги в работе ИОГВ в данных сферах;

- продолжается рост количества нарушений права на охрану здоровья и медицинскую помощь (с 4,5 до 7,1% за 4 года).

Анализ жалоб граждан на действия (бездействие) ИОГВ и ОМСУ позволяет утверждать, что в ряде случаев со стороны этих органов не только отсутствует должный уровень обеспечения, но имеют место устойчиво повторяющиеся нарушения ПЧ. Неоднократные жалобы в различные инстанции демонстрируют несовершенство организационной и разъяснительной работы, межведомственной и межотраслевой координации, снижают уровень доверия населения к власти.

Одним из факторов, определяющих социальный "климат" региона и влияющих на защищенность прав человека, является уровень развития гражданского общества.

В этой сфере происходили как положительные, так и отрицательные изменения. К положительным можно отнести усиление поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций со стороны ИОГВ, активизацию работы Общественной палаты Воронежской области и повышение внимания средств массовой информации к проблематике прав человека. К отрицательным - попытки политизации деятельности некоторых правозащитных некоммерческих организаций (далее - НКО) и недостаточное информирование о процессе государственной поддержки социально ориентированных НКО.

1.3. Индикаторы эффективности реализации Стратегии


Индикаторы эффективности реализации Стратегии направлены прежде всего на оценку деятельности ИОГВ и ОМСУ по реализации целевых функций Стратегии. В их состав включены:

- индикаторы, использованные в ССЭР ВО 2020;

- индикаторы, используемые в ежегодных докладах о соблюдении ПЧ в Воронежской области.

Индикаторы разделены на:

- системные (комплексные, интегрированные) - для оценки основных результатов реализации Стратегии (таблица 1);

- локальные (специализированные) - для групп и видов ПЧ (таблица 2).

Таблица 1


 Системные индикаторы

Интегральные

индекс человеческого развития

Экономические

социальные расходы областного бюджета

базовый индекс потребительских цен

реальные денежные доходы населения

доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума

Демографические

рождаемость

смертность

средняя продолжительность жизни

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»