Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Глава 3. ЦЕЛИ, ПРИНЦИПЫ И ТЕХНОЛОГИИ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ


Цель региональной системы сопровождения профессионального самоопределения Иркутской области - эффективная подготовка детей и молодежи региона к самостоятельному, ответственному и осознанному профессионально-образовательному выбору и построению своей дальнейшей карьерной траектории с учетом неопределенности и динамичности современного мира труда и профессий, особенностей рынка труда в стране и регионе.

Принципы сопровождения профессионального самоопределения:

Личностная ориентация - нацеленность всей работы по сопровождению профессионального самоопределения на подготовку сильной, самостоятельной и ответственной личности, на создание условий для ее саморазвития и самореализации.

Непрерывность и последовательность - учет постепенного и продолжительного характера процесса профессионального самоопределения детей и молодежи, что требует преемственности в подходах и методах работы на всех ступенях образования, начиная с дошкольного и заканчивая дополнительным профессиональным образованием. Реализация этого принципа предполагает формирование у детей и молодежи набора профориентационно значимых компетенций, выражающихся в готовности самостоятельно:

проектировать свой профессионально-образовательный маршрут;

ориентироваться в профориентационно значимой информации;

совершать осознанный и ответственный выбор в отношении своей профессионально-карьерной траектории, а также воплощать принятое решение, преодолевая возможные трудности;

совершенствовать свой профессиональный и образовательный уровень.

Практикоориентированность предполагает использование в качестве ведущего инструмента профессионального самоопределения формирование собственного профориентационно значимого опыта обучающегося, а не "убеждение" его посредством внешнего воздействия на его сознание. Реализация практикоориентированных форм профориентации требует погружения обучающегося в реальный профессиональный контекст и поэтому, как правило, не может осуществляться непосредственно в общеобразовательных организациях.

Социальное партнерство - принцип, предполагающий организацию сопровождения профессионального взаимодействия в тесном взаимодействии образовательных организаций дошкольного, общего, профессионального, высшего, дополнительного образования друг с другом, а также с работодателями и их объединениями, родителями учащихся, службами занятости, средствами массовой информации, органами муниципального самоуправления и другими субъектами.

Целостность - принцип, рассматривающий профессиональное самоопределение обучающихся в контексте его социального и личностного самоопределения и предполагающий органичное сочетание профориентационной работы с другими задачами образования и социализации детей и молодежи.

Системность и комплексность деятельности по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи предполагает ее государственную координацию на региональном уровне управления, нацеленную на формирование единой (по своим целям и используемым подходам) профориентационной среды в регионе.

Сочетание централизации и децентрализации в управлении профориентационной деятельностью требует сбалансированности между координирующими действиями региональной власти и возможностью вариативных решений, учитывающих особенности местной ситуации (экономического развития, потребностей рынка труда, миграционных процессов, образовательных запросов населения).

Доступность независимо от конкретного места проживания и обучения в получении профориентационных услуг, а также полной и объективной информации, необходимой для осуществления самостоятельного профессионально-образовательного выбора.

Равноправие и добровольность - безусловное соблюдение права каждого на выбор профессии, добровольность в получении профориентационных услуг и рекомендательный характер профессиональных консультаций.

Все обозначенные принципы имеют в рамках настоящей Концепции равную силу и используются в комплексе. Исключение любого принципа неизбежно приводит к неэффективности работы по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи.

Технологии сопровождения профессионального самоопределения:

Технологии профориентации

Формы и методы работы

Решаемые задачи

Профессиональное информирование

Дистанционное информирование посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; беседы; экскурсии; тематические родительские собрания; выставки; профориентационные акции; дни открытых дверей; встречи с профессионалами; учебные исследования профориентационной направленности и другое

Информирование о современном мире труда и профессий; о местном рынке труда и профессионально-образовательных услуг; об избранной профессиональной сфере и конкретной профессии

Рекомендательная профориентация (профориентационные услуги)

Профессиональная диагностика; профессиональное консультирование; профессиональный подбор

Информирование о профессионально значимых индивидуальных особенностях человека и выработка рекомендаций

Игровая профориентация

Ролевые и деловые игры, тренинги; активизирующие профориентационные методики; творческие презентации профессий и другое

Формирование и развитие профориентационно значимых компетенций

Практико-ориентированная профориентация

Учебно-практические проекты профориентационной направленности; мастер-классы; индустриальные экспедиции; производственные задания; профессиональные пробы; профессиональные полигоны; конкурсы и чемпионаты профессионального мастерства; социальные и предпринимательские практики; учебные фирмы; студенческие бизнес-инкубаторы

Создание персонального профориентационно значимого продукта, оцениваемого как успешный и позволяющего сделать осознанный профессиональный выбор

Производственная профориентация

Профессиональный отбор; профессиональная адаптация; корпоративные тренинги и другое

Достижение степени максимального соответствия индивидуальных качеств работника требованиям компании-работодателя, профессии и конкретного рабочего места

Формирующее оценивание

Профессионально-образовательное портфолио

Индивидуальная диагностика и оценка уровня сформированности профориентационно значимых компетенций


Сквозной задачей всех форм сопровождения профессионального самоопределения являются формирование и развитие профессионально-трудовой мотивации детей и молодежи.

В процессе сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи все обозначенные выше технологии профессиональной ориентации используются в комплексе.