Цель региональной системы сопровождения профессионального самоопределения Иркутской области - эффективная подготовка детей и молодежи региона к самостоятельному, ответственному и осознанному профессионально-образовательному выбору и построению своей дальнейшей карьерной траектории с учетом неопределенности и динамичности современного мира труда и профессий, особенностей рынка труда в стране и регионе.
Принципы сопровождения профессионального самоопределения:
Личностная ориентация - нацеленность всей работы по сопровождению профессионального самоопределения на подготовку сильной, самостоятельной и ответственной личности, на создание условий для ее саморазвития и самореализации.
Непрерывность и последовательность - учет постепенного и продолжительного характера процесса профессионального самоопределения детей и молодежи, что требует преемственности в подходах и методах работы на всех ступенях образования, начиная с дошкольного и заканчивая дополнительным профессиональным образованием. Реализация этого принципа предполагает формирование у детей и молодежи набора профориентационно значимых компетенций, выражающихся в готовности самостоятельно:
проектировать свой профессионально-образовательный маршрут;
ориентироваться в профориентационно значимой информации;
совершать осознанный и ответственный выбор в отношении своей профессионально-карьерной траектории, а также воплощать принятое решение, преодолевая возможные трудности;
совершенствовать свой профессиональный и образовательный уровень.
Практикоориентированность предполагает использование в качестве ведущего инструмента профессионального самоопределения формирование собственного профориентационно значимого опыта обучающегося, а не "убеждение" его посредством внешнего воздействия на его сознание. Реализация практикоориентированных форм профориентации требует погружения обучающегося в реальный профессиональный контекст и поэтому, как правило, не может осуществляться непосредственно в общеобразовательных организациях.
Социальное партнерство - принцип, предполагающий организацию сопровождения профессионального взаимодействия в тесном взаимодействии образовательных организаций дошкольного, общего, профессионального, высшего, дополнительного образования друг с другом, а также с работодателями и их объединениями, родителями учащихся, службами занятости, средствами массовой информации, органами муниципального самоуправления и другими субъектами.
Целостность - принцип, рассматривающий профессиональное самоопределение обучающихся в контексте его социального и личностного самоопределения и предполагающий органичное сочетание профориентационной работы с другими задачами образования и социализации детей и молодежи.
Системность и комплексность деятельности по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи предполагает ее государственную координацию на региональном уровне управления, нацеленную на формирование единой (по своим целям и используемым подходам) профориентационной среды в регионе.
Сочетание централизации и децентрализации в управлении профориентационной деятельностью требует сбалансированности между координирующими действиями региональной власти и возможностью вариативных решений, учитывающих особенности местной ситуации (экономического развития, потребностей рынка труда, миграционных процессов, образовательных запросов населения).
Доступность независимо от конкретного места проживания и обучения в получении профориентационных услуг, а также полной и объективной информации, необходимой для осуществления самостоятельного профессионально-образовательного выбора.
Равноправие и добровольность - безусловное соблюдение права каждого на выбор профессии, добровольность в получении профориентационных услуг и рекомендательный характер профессиональных консультаций.
Все обозначенные принципы имеют в рамках настоящей Концепции равную силу и используются в комплексе. Исключение любого принципа неизбежно приводит к неэффективности работы по сопровождению профессионального самоопределения детей и молодежи.
Технологии сопровождения профессионального самоопределения:
Технологии профориентации | Формы и методы работы | Решаемые задачи |
Профессиональное информирование | Дистанционное информирование посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; беседы; экскурсии; тематические родительские собрания; выставки; профориентационные акции; дни открытых дверей; встречи с профессионалами; учебные исследования профориентационной направленности и другое | Информирование о современном мире труда и профессий; о местном рынке труда и профессионально-образовательных услуг; об избранной профессиональной сфере и конкретной профессии |
Рекомендательная профориентация (профориентационные услуги) | Профессиональная диагностика; профессиональное консультирование; профессиональный подбор | Информирование о профессионально значимых индивидуальных особенностях человека и выработка рекомендаций |
Игровая профориентация | Ролевые и деловые игры, тренинги; активизирующие профориентационные методики; творческие презентации профессий и другое | Формирование и развитие профориентационно значимых компетенций |
Практико-ориентированная профориентация | Учебно-практические проекты профориентационной направленности; мастер-классы; индустриальные экспедиции; производственные задания; профессиональные пробы; профессиональные полигоны; конкурсы и чемпионаты профессионального мастерства; социальные и предпринимательские практики; учебные фирмы; студенческие бизнес-инкубаторы | Создание персонального профориентационно значимого продукта, оцениваемого как успешный и позволяющего сделать осознанный профессиональный выбор |
Производственная профориентация | Профессиональный отбор; профессиональная адаптация; корпоративные тренинги и другое | Достижение степени максимального соответствия индивидуальных качеств работника требованиям компании-работодателя, профессии и конкретного рабочего места |
Формирующее оценивание | Профессионально-образовательное портфолио | Индивидуальная диагностика и оценка уровня сформированности профориентационно значимых компетенций |
Сквозной задачей всех форм сопровождения профессионального самоопределения являются формирование и развитие профессионально-трудовой мотивации детей и молодежи.
В процессе сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи все обозначенные выше технологии профессиональной ориентации используются в комплексе.