Действующий

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА

Глава 2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ


Глобальные тренды в сфере труда и профессий, играющие роль рамочных условий и "внешних вызовов" для процесса сопровождения профессионального самоопределения:

глобализация производств и экономической сферы в целом;

резкое повышение темпов развития техники и технологий в смене технологических укладов, что обостряет требования к уровню профессиональной подготовленности и качеству профессионального самоопределения работников;

дифференциация трудовых (рыночных) ролей (наемный работник, человек служения, предприниматель, фрилансер, инвестор, безработный) и возможность относительно свободного выбора любой из них;

перераспределение занятости между сферой производства и сферой услуг в пользу последней;

скачкообразный рост динамики профессиональной мобильности (горизонтальной и вертикальной, межпрофессиональной и территориальной), что обусловливает непрерывность процесса профессионального самоопределения человека на протяжении всей жизни и неоднократность его профессионального выбора;

повышение роли мотивационно-психологической составляющей как фактора производительности труда, при этом центральным условием высокой профессионально-трудовой мотивации любого работника выступают самостоятельность и осмысленность его профессионального выбора;

повышение роли общих компетенций ("soft skills") относительно профессиональных компетенций ("hard skills") в структуре профессиональной компетентности работника, что обусловлено ростом интеллектуальной и организационно-коммуникативной составляющих в структуре профессиональных функций по различным профессиям;

формирование и распространение модели "постиндустриального самоопределения" (формирование индивидуального набора профессиональных компетенций и создание рабочего места "под себя");

понимание профессиональной ориентации как помощи человеку не столько в выборе профессии, сколько в поиске ресурсов для самостоятельного формирования своей профессионально-карьерной траектории, а также обучение способам использования этих ресурсов.

Центральным фактором развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области выступает рост потребности всех субъектов указанной системы в результатах ее деятельности.

Основные проблемы в сфере профессионального самоопределения Иркутской области:

Общие проблемы, характеризующие современное состояние целевой сферы в Российской Федерации:

отсутствие целостной государственной кадровой политики и государственной координации в сфере профессионального самоопределения детей и молодежи и связанная с этим высокая ведомственная разобщенность;

непреодоленные последствия деиндустриализации 90-х годов двадцатого века, выраженные, в том числе, в сохранении депрессивного характера функционирования отдельных отраслей промышленности, предприятий, населенных пунктов и районов;

недостаточная эффективность среднего профессионального и высшего образования, слабая связь соответствующих образовательных организаций и образовательных программ с актуальными потребностями экономики;

распространенность социальных мифов и предрассудков о мире труда и профессий, "вузоцентризм", неготовность воспринимать детей и молодежь в качестве субъектов рынка труда;

противоречивость в интересах различных субъектов, вовлеченных в процессы профессионального самоопределения и его сопровождения (базовое противоречие - между интересами экономической сферы и интересами самоопределяющейся личности);

упрощенное понимание профессиональной ориентации как профессиональной пропаганды и агитации, основанное на манипулятивных подходах и не ориентированное на становление человека как субъекта самостоятельного и ответственного профессионального выбора;

слабая институционализация деятельности по сопровождению профессионального самоопределения и связанная с этим нерешенная проблема кадрового обеспечения данной сферы;

неспособность школы к реализации практикоориентированных форм сопровождения профессионального самоопределения в сочетании с ее недостаточной готовностью к социальному партнерству с профессиональными образовательными организациями и предприятиями экономической сферы в решении профориентационных задач;

межинституциональные и внутриинституциональные разрывы в сопровождении профессионального самоопределения обучающихся на разных ступенях и этапах образования;

использование устаревших и неэффективных подходов и методик сопровождения профессионального самоопределения.

Проблемы, отражающие региональные особенности Иркутской области:

большая территория в сочетании с низкой плотностью населения, что приводит к территориальной разобщенности как социально-экономической жизни региона, так и соответствующих профориентационных практик;

существенная неоднородность между отдельными территориями, при этом в отдельных депрессивных территориях устойчиво отсутствует спрос на профессиональные кадры (независимо от уровня и профиля их подготовки);

в большинстве муниципальных территорий области отмечается частичная невостребованность выпускников профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования;

наблюдается невысокая заинтересованность большинства работодателей во взаимодействии с образовательными организациями общего, профессионального и высшего образования; участие предприятий-работодателей в профориентационной работе носит эпизодический характер;