Глобальные тренды в сфере труда и профессий, играющие роль рамочных условий и "внешних вызовов" для процесса сопровождения профессионального самоопределения:
глобализация производств и экономической сферы в целом;
резкое повышение темпов развития техники и технологий в смене технологических укладов, что обостряет требования к уровню профессиональной подготовленности и качеству профессионального самоопределения работников;
дифференциация трудовых (рыночных) ролей (наемный работник, человек служения, предприниматель, фрилансер, инвестор, безработный) и возможность относительно свободного выбора любой из них;
перераспределение занятости между сферой производства и сферой услуг в пользу последней;
скачкообразный рост динамики профессиональной мобильности (горизонтальной и вертикальной, межпрофессиональной и территориальной), что обусловливает непрерывность процесса профессионального самоопределения человека на протяжении всей жизни и неоднократность его профессионального выбора;
повышение роли мотивационно-психологической составляющей как фактора производительности труда, при этом центральным условием высокой профессионально-трудовой мотивации любого работника выступают самостоятельность и осмысленность его профессионального выбора;
повышение роли общих компетенций ("soft skills") относительно профессиональных компетенций ("hard skills") в структуре профессиональной компетентности работника, что обусловлено ростом интеллектуальной и организационно-коммуникативной составляющих в структуре профессиональных функций по различным профессиям;
формирование и распространение модели "постиндустриального самоопределения" (формирование индивидуального набора профессиональных компетенций и создание рабочего места "под себя");
понимание профессиональной ориентации как помощи человеку не столько в выборе профессии, сколько в поиске ресурсов для самостоятельного формирования своей профессионально-карьерной траектории, а также обучение способам использования этих ресурсов.
Центральным фактором развития системы сопровождения профессионального самоопределения детей и молодежи Иркутской области выступает рост потребности всех субъектов указанной системы в результатах ее деятельности.
Основные проблемы в сфере профессионального самоопределения Иркутской области:
Общие проблемы, характеризующие современное состояние целевой сферы в Российской Федерации:
отсутствие целостной государственной кадровой политики и государственной координации в сфере профессионального самоопределения детей и молодежи и связанная с этим высокая ведомственная разобщенность;
непреодоленные последствия деиндустриализации 90-х годов двадцатого века, выраженные, в том числе, в сохранении депрессивного характера функционирования отдельных отраслей промышленности, предприятий, населенных пунктов и районов;
недостаточная эффективность среднего профессионального и высшего образования, слабая связь соответствующих образовательных организаций и образовательных программ с актуальными потребностями экономики;
распространенность социальных мифов и предрассудков о мире труда и профессий, "вузоцентризм", неготовность воспринимать детей и молодежь в качестве субъектов рынка труда;
противоречивость в интересах различных субъектов, вовлеченных в процессы профессионального самоопределения и его сопровождения (базовое противоречие - между интересами экономической сферы и интересами самоопределяющейся личности);
упрощенное понимание профессиональной ориентации как профессиональной пропаганды и агитации, основанное на манипулятивных подходах и не ориентированное на становление человека как субъекта самостоятельного и ответственного профессионального выбора;
слабая институционализация деятельности по сопровождению профессионального самоопределения и связанная с этим нерешенная проблема кадрового обеспечения данной сферы;
неспособность школы к реализации практикоориентированных форм сопровождения профессионального самоопределения в сочетании с ее недостаточной готовностью к социальному партнерству с профессиональными образовательными организациями и предприятиями экономической сферы в решении профориентационных задач;
межинституциональные и внутриинституциональные разрывы в сопровождении профессионального самоопределения обучающихся на разных ступенях и этапах образования;
использование устаревших и неэффективных подходов и методик сопровождения профессионального самоопределения.
Проблемы, отражающие региональные особенности Иркутской области:
большая территория в сочетании с низкой плотностью населения, что приводит к территориальной разобщенности как социально-экономической жизни региона, так и соответствующих профориентационных практик;
существенная неоднородность между отдельными территориями, при этом в отдельных депрессивных территориях устойчиво отсутствует спрос на профессиональные кадры (независимо от уровня и профиля их подготовки);
в большинстве муниципальных территорий области отмечается частичная невостребованность выпускников профессиональных образовательных организаций и организаций высшего образования;
наблюдается невысокая заинтересованность большинства работодателей во взаимодействии с образовательными организациями общего, профессионального и высшего образования; участие предприятий-работодателей в профориентационной работе носит эпизодический характер;