4.1. Влияние интернационализации на товарные и сырьевые рынки. Глобализация экономики, рост активности зарубежных транснациональных корпораций (особенно со стороны китайских предприятий) и крупных отечественных предприятий российского и регионального масштабов по освоению новых рынков и сохранению своих позиций на ранее освоенных рынках ведет к усилению конкуренции на кузбасском рынке. Данный фактор может дестабилизировать все усилия по развитию предприятий-участников ВЭД. Для того чтобы фактор "работал" на кузбасские экспортоориентированные предприятия, необходимо, с одной стороны, использовать конкурентные преимущества действующих предприятий-участников ВЭД, с другой - создавать слой инновационных и постиндустриальных малых и средних предприятий, способных выдерживать конкуренцию с признанными лидерами в соответствующих сферах на кузбасском рынке и осваивать российский и международные рынки.
4.2. Динамика движения капитала (прямые зарубежные инвестиции) определяет приоритетные направления финансирования отраслей, имеющих наибольшую инвестиционную привлекательность.
4.3. Либерализация внешней торговли. В современной системе регулирования международной торговли существует множество правил и норм, которым необходимо следовать для того, чтобы все страны в равной мере могли пользоваться преимуществами, достигнутыми в результате многолетнего процесса переговоров по либерализации международной торговли.
Россия представляет собой достаточно емкий и потому привлекательный рынок для иностранных производителей, чем и вызван интерес более 80 стран, входящих в переговорную группу по вступлению России в ВТО. С другой стороны, Россия имеет естественные конкурентные преимущества, от использования которых невыгодно отказываться. С точки зрения соблюдения требований и норм ВТО, Россия уже соответствует экономически обоснованным договоренностям и принципам ВТО. Уже сейчас с большинством стран, особенно со странами Европейского Союза, на которые приходится более 60 процентов объема российского экспорта, Россия строит отношения на принципах ВТО (в том числе имея режим наибольшего благоприятствования).
Однако существуют проблемы и разногласия, обусловленные как появлением новых факторов развития мировой экономики, так и недобросовестным использованием факта членства в ВТО в политических целях со стороны Грузии, Украины и некоторых других стран.
В связи с усложнением переговорного процесса по вступлению России в ВТО актуальность данной темы возрастает, так как возникает необходимость системного и в то же время более конкретного анализа процесса интеграции экономики России и Кузбасса в международную систему регулирования мировой торговли.
Более трети внутреннего валового продукта Российской Федерации формируется во внешней торговле. Этот показатель намного выше аналогичных показателей большинства других стран мира.
По оценкам, в среднем около трети предприятий России экспортируют более 25 - 30 процентов производимой ими продукции, что означает главным образом то, что они критически зависимы от конъюнктуры мировых рынков товаров и услуг, что отчетливо проявилось в условиях глобального экономического кризиса в 2008 - 2009 г.г. В некоторых отраслях эти цифры даже выше: в металлургии доля экспортируемой продукции составляла более 25 процентов, а по предприятиям химической промышленности доходила до 90 процентов от уровня производства. Падение экспорта основных промышленных (угольных, металлургических, химических) предприятий, которые зачастую являются градообразующими, составило в 2009 году от 30 до 60 процентов по разным отраслям.
В экономике Кемеровской области значительную роль в ВРП играют предприятия угольной, металлургической, химической промышленности, в основном ориентированные на внешние рынки и наиболее уязвимые с точки зрения применения "ущемляющих действий" со стороны стран - членов ВТО. Малые и средние предприятия, работающие на внутренний рынок, также подвержены воздействию факторов мировой экономики, они особо уязвимы в сфере внешнеэкономической деятельности в условиях вступления в ВТО, что обусловливает необходимость поддержки и сопровождения консультативного, правового и иного характера.
Поскольку Россия не участвует в системе выработки правил международной торговли, представители российского бизнеса вынуждены сталкиваться со множеством проблем. Особенно важным для российских предприятий представляется механизм разрешения споров, сформированный в настоящее время в рамках ВТО. Однако сам факт вступления России в ВТО автоматически не облегчит условия деятельности российских предприятий. Необходимо знать и умело использовать те инструменты, которые предоставляются членам ВТО.
4.4. Усиление роли международных экономических организаций (МБРР, ЕБРР, ВТО и др.). Для того чтобы предприятия Кемеровской области смогли реализовать свой потенциал в условиях присоединения России к ВТО, необходимо формирование соответствующей региональной среды и инфраструктуры поддержки, которая была бы способна оказывать соответствующие услуги этим компаниям. Региональные органы государственной власти должны иметь четкое и ясное понимание того, какие "правила игры" предлагает ВТО для предприятий и что необходимо сделать для того, чтобы помочь региональным предприятиям не только выжить, но и развиться в условиях открытого рынка.
Требуется системный подход к вопросам содействия предприятиям в условиях присоединения России к ВТО, подготовка и отработка необходимых инструментов и методик, долгосрочная программа их поддержки, чтобы успешно интегрироваться в глобальную экономику после вступления России в ВТО.
Подготовка предприятий к новым условиям деятельности при присоединении России к ВТО должна предусматривать ряд следующих мероприятий:
обучение и подготовку руководителей, специалистов предприятий по вопросам функционирования ВТО, участие в семинарах, тренингах, программах дополнительного профессионального образования вузов;
определение "зоны риска" предприятия, т.е. тех соглашений ВТО, которых так или иначе касается деятельность предприятия;
определение "угрозы вытеснения с рынка" иностранными поставщиками при вступлении в ВТО, подготовку документов с обоснованием ущемления интересов предприятия для региональных, федеральных органов власти для своевременной разработки обращений по компенсационным, антидемпинговым и другим расследованиям в ВТО;
определение уровня конкурентоспособности предприятия, продукции в сравнении с иностранными аналогами, а также разработку направлений повышения конкурентоспособности продукции, предприятия при вступлении в ВТО;
обязательную сертификацию на соответствие нормам международных стандартов ISO (при ее отсутствии).
4.5. Влияние интеграционных группировок (ЕС, АТЭС, СНГ и др.) на региональную экономическую политику. На товарные рынки в настоящее время существенно влияют экологические требования и стандарты, вырабатываемые на межгосударственной основе в рамках интеграционных группировок, прежде всего Европейского Союза.