Последствия вступления России в ВТО для промышленности и сферы услуг
Отрасль | До вступления в ВТО | После вступления в ВТО | Последствия |
1 | 2 | 3 | 4 |
Поставка газа потребителям | Средняя стоимость 1 тыс. куб. м газа: для промышленных предприятий - 3270 рублей, для населения - 2630 рублей <6> | Внутренние цены на газ для промышленных предприятий будут выравнены до уровня экспортных цен (рост минимум в 2 раза). Для населения цены останутся на прежнем уровне. Сроки вступления обязательств в силу не определены. По планам Министерства регионального развития Российской Федерации выравнивание должно было произойти в 2014 году. Вступление в ВТО может ускорить этот процесс | Большинство предприятий к такому резкому росту тарифов не готовы. Вслед за увеличением стоимости газа может вырасти стоимость электроэнергии. Как следствие, произойдет повышение цен на все товары и услуги. Это нивелирует все преимущества от снижения импортных пошлин и ухудшит рентабельность российских производителей |
Железнодорожные перевозки | Государственное субсидирование железнодорожных перевозок некоторых грузов | Унификация экспортных, импортных и внутренних железнодорожных тарифов на перевозку грузов. Транзитные тарифы останутся без изменений | Унификация тарифов на железнодорожные перевозки, вероятнее всего, приведет к увеличению стоимости перевозки кузбасского угля, что негативно скажется на его конкурентоспособности |
Угольная промышленность | Продукция угольной промышленности экспортными пошлинами не облагалась, либо пошлины низкие настолько, что не снижают конкурентоспособность товара (6,5 процента на некоторые виды кокса) | Дополнительных мер регулирования торговли продукцией угольной промышленности вводиться не будет | Угольная промышленность Кемеровской области не почувствует особых изменений при вступлении России в ВТО |
Химическая промышленность | Средняя импортная ставка на продукцию химической промышленности - 10 процентов | Снижение средней импортной ставки до 6,5 - 5 процентов | 1. Увеличение экспортно-импортных потоков, усиление конкуренции на внутреннем рынке (кузбасские производители ОАО "Азот", ЗАО Кемеровский агрохимический завод "Вика" могут потерять часть рынка сбыта). 2. Снижение стоимости продукции на внутреннем рынке |
Применение ограничительных мер в отношении российской продукции, проведение антидемпинговых расследований | Снятие всех ограничений, равнозначный с другими производителям и доступ на рынки стран участников ВТО, обретение возможности защищать свои права в Комиссии по урегулированию споров ВТО | ||
Антидемпинговые расследования | |||
Черная металлургия | В течение 1996 - 2011 годов против российских импортеров было инициировано 121 антидемпинговое расследование, из них 60 процентов касалось поставок металлургической продукции | Российские производители получат равнозначный с другими производителям и доступ на рынки стран-членов ВТО, смогут обращаться в Комиссию по урегулированию споров ВТО | Увеличение производства и экспорта металлургической продукции. В большей степени выиграют российские производители металлургической продукции с низкой степенью передела (руда, слябы): именно в отношении этой продукции чаще всего инициируются антидемпинговые расследования и вводятся ограничивающие ввоз меры. В Кемеровской области таким производителем является угольно- металлургический холдинг "Евраз" |
Ограничения импорта | |||
В 2010 году 22 страны (в том числе ЕС как единый союз) использовали против российских товаров 93 меры, ограничивающие импорт (квоты, защитные пошлины). Особенно часто ограничивался ввоз изделий с высокой добавленной стоимостью | Отмена квот на ввоз российской металлургической продукции в другие страны. Ввоз российской продукции будет ограничен только условиями договора с покупателем | Рост производства металлургической продукции в России, особенно продукции с высокой добавленной стоимостью. Возможность увеличения экспорта этой продукции для кузбасских производителей (Евраз) будет зависеть от конъюнктуры мировых рынков | |
Снижение импортных пошлин | |||
Средние пошлины на ввоз труб в Россию - 15 - 20 процентов. Наличие ограничительных мер при ввозе в Российской Федерации труб из Украины. Пошлины на ввоз металлопроката - 10 - 20 процентов | Снижение пошлины на ввоз труб до 5 - 10 процентов, отмена ограничений на ввоз труб из Украины. Снижение импортных пошлин до 1,5 - 10 процентов | Усиление конкуренции на внутреннем рынке с поставщиками труб и металлопроката из других стран (Украина, Китай) | |
Машиностроение | Импортные пошлины на машиностроительную продукцию, включая горно-шахтное оборудование - 10 процентов. Пошлина на паровые котлы - 15 процентов, дизельные двигатели - 5 - 10 процентов | Ожидается снижение пошлин на продукцию машиностроения (точные ставки будут опубликованы после вступления России в ВТО). Ставки пошлин на паровые котлы и дизельные двигатели снизятся до 7,5 процента и 2 - 9 процентов соответственно | В долгосрочном периоде есть риск снижения рентабельности производства машин и оборудования на территории Кемеровской области и переориентирования кузбасского машиностроения в нишу ремонтного подразделения (ОАО "Анжеромаш", ООО "Юргинский машиностроительный завод, ООО ПО "Гормаш") |
Автомобилестроение | Импортная пошлина на новые легковые автомобили - 30 процентов | Снижение импортной пошлины до 15 процентов в течение 7 лет с момента ратификации договора о вступлении России в ВТО | 1. Наличие переходного периода позволит российским производителям реализовать свои инвестиционные проекты и осуществить модернизацию производства. 2. В среднесрочной перспективе возможно снижение рентабельности российской автомобильной промышленности. 3. В долгосрочной перспективе существует риск снижения заинтересованности иностранных инвесторов в организации собственных сборочных производств на территории России |
Импортная пошлина на старые легковые автомобили - 25 процентов | Снижение импортной пошлины до 20 процентов в течение 7 лет | ||
Средняя импортная пошлина на грузовые автомобили - 25 процентов | Снижение импортной пошлины до 15 процентов в течение 7 лет. Снижение пошлин главным образом будет происходить в конце переходного периода | ||
Сельское хозяйство и пищевая промышленность | Рыбная продукция | ||
Импортная пошлина на продукцию из рыбы - 15 процентов | Снижение импортной пошлины до 12,5 - 12 процентов | 1. Снижение стоимости импортного сырья для российских производителей благоприятно отразится на себестоимости их продукции. 2. Снижение стоимости импортной продукции для потребителей. 3. Усиление конкуренции между российскими и иностранными товаропроизводителями | |
Импортная пошлина на рыбное сырье - 10 процентов | Снижение импортной пошлины до 6 - 8 процентов, в отдельных случаях до 3 - 5 процентов | ||
Молочная продукция | |||
Импортная пошлина на молоко, сливки, сливочное масло - 25 процентов | Снижение импортной пошлины до 10 - 15 процентов | ||
Фрукты и овощи | |||
Импортные пошлины на фрукты, овощи и орехи - до 15 процентов | Пошлины на орехи, фрукты и овощи, не произрастающие в России, будут существенно снижены (точные ставки пошлин будут опубликованы после вступления России в ВТО). Режимы ВТО предусматривают специальное соглашение, которое предусматривает введение защитных пошлин, в случае если цена импортной продукции намного ниже цены отечественной | ||
Мясная продукция | |||
Сельское хозяйство и пищевая промышленность | Импортная пошлина на свинину в пределах квоты - 15 процентов, за пределами квоты - 75 процентов | Ставка импортной пошлины будет снижена до 0 процентов и 65 процентов соответственно. После 2020 года квоты на свинину будут отменены, вместо чего будет установлена единая импортная пошлина в размере 25 процентов | 1. Снизится цена для конечных потребителей. 2. Наличие переходного периода с сохранением квот позволит предотвратить резкое снижение цены на свинину и снижение рентабельности свиноводческих хозяйств России. Однако в долгосрочном периоде вероятно снижение конкурентоспособности российских производителей свинины (в Кемеровской области крупнейшими производителями мяса свинины являются ООО "СПК "Чистогорский", ОАО "Славино", ООО "Заринский свинокомплекс"). 3. Для мяса птицы и говядины тарифные квоты останутся в силе и после окончании переходного периода |
Импортная пошлина на мясо птицы: в пределах квоты - 25 процентов, вне квоты - 95 процентов | Импортная пошлина в рамках квоты не изменится (25 процентов), вне квоты будет снижена до 80 процентов | ||
Импортная пошлина на говядину: в рамках квоты - 15 процентов, вне квоты - 50 процентов | В рамках квоты импортная пошлина останется прежней (15 процентов), вне квоты несущественно увеличится (до 55 процентов) | ||
Сельское хозяйство и пищевая промышленность | Государственная поддержка отрасли | ||
Объем государственной поддержки сельского хозяйства (2010 год) - 120 млрд. рублей | В рамках ВТО лимит государственной поддержки сельского хозяйства в 2012 году составляет 270 млрд. рублей (фактически в бюджете Российской Федерации предусмотрено 132 млрд. рублей). В 2018 году согласно требованиям ВТО объем государственной поддержки не должен превышать 132 млрд. рублей | Все финансовые меры по поддержке сельского хозяйства в номинальном выражении останутся неизменными, однако с учетом инфляции будут снижаться | |
Налоговые льготы | |||
Сельское хозяйство и пищевая промышленность | Налоговые льготы по НДС (пониженная ставка при реализации произведенной продукции, полная отмена НДС плательщикам единого сельскохозяйственного налога) | Для отдельных видов товаров льготы по НДС будут отменены (точный перечень товаров до настоящего момента не определен) | Снижение рентабельности отечественных сельскохозяйственных производителей, повышение стоимости их продукции для конечных потребителей |
Фармацевтическая промышленность | Ставка импортной пошлины на лекарственные средства - 5 - 15 процентов | Ставка импортной пошлины снизится до 6,5 - 5 процентов на лекарственные препараты, до 2 - 3 процентов на медицинское оборудование и лекарственные субстанции | Снижение стоимости лекарственных средств для конечных потребителей, усиление конкуренции для местных фармацевтических компаний (крупнейшими фармацевтическими предприятиями Кемеровской области являются ООО "Асфарма", ОАО "Органика"). Повышение рентабельности российских фармацевтических предприятий, использующих в производстве импортное сырье |
Бытовая техника и электроника | Ставка импортных пошлин на бытовую технику и электронику - 15 процентов, на компьютеры и комплектующие - до 10 процентов | На бытовую технику и электронику ставка импортной пошлины снизится до 7 - 9 процентов, на компьютеры и комплектующие - до 0 процентов | Снижение цены для конечных потребителей |
Страхование | |||
Банковская сфера и страхование | Квота иностранного участия в секторе страхования - 25 процентов Квота участия иностранного капитала в капитале компании - не более 49 процентов | Квота иностранного участия в секторе увеличится в 2 раза (до 50 процентов). Квота участия иностранного капитала в общем капитале компании увеличится до 51 процента, а после 2017 года данное ограничение будет отменено полностью | Ввиду достаточно высокой конкуренции в банковской сфере и страховании открытие дочерних подразделений иностранных банков не отразится на конкурентоспособности российских финансовых институтов. Косвенно вступление в ВТО будет способствовать внедрению в России современных стандартов отчетности и контроля, что повысит прозрачность банковского сектора |
Банковский сектор | |||
Квота участия иностранных банков в капитале российских банков не превышает 20 - 24 процентов | Ожидается повышение квоты (точный размер квоты будет определен после вступления России в ВТО) | ||
________________
<6> В 2011 году, без учета НДС и акциза.
Источник: информация управления стратегического развития Администрации Кемеровской области.