Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Таблица 2.3.6.


       Последствия вступления России в ВТО для промышленности и сферы услуг

 Отрасль      

 До вступления в ВТО

После вступления

 в ВТО      

 Последствия     

 1         

 2          

 3        

 4          

Поставка газа

потребителям      

Средняя стоимость 1

тыс. куб. м газа:

для промышленных

предприятий - 3270

рублей,

для населения - 2630

рублей <6>

Внутренние цены

на газ для

промышленных

предприятий

будут выравнены

до уровня

экспортных цен

(рост минимум в

2 раза). Для

населения цены

останутся на

прежнем уровне.

Сроки вступления

обязательств в

силу не

определены. По

планам

Министерства

регионального

развития

Российской

Федерации

выравнивание

должно было

произойти в

2014 году.

Вступление в ВТО

может ускорить

этот процесс    

Большинство

предприятий к такому

резкому росту тарифов

не готовы. Вслед за

увеличением стоимости

газа может вырасти

стоимость

электроэнергии. Как

следствие, произойдет

повышение цен на все

товары и услуги. Это

нивелирует все

преимущества от

снижения импортных

пошлин и ухудшит

рентабельность

российских

производителей       

Железнодорожные

перевозки         

Государственное

субсидирование

железнодорожных

перевозок некоторых

грузов               

Унификация

экспортных,

импортных и

внутренних

железнодорожных

тарифов на

перевозку

грузов.

Транзитные

тарифы останутся

без изменений   

Унификация тарифов на

железнодорожные

перевозки, вероятнее

всего, приведет к

увеличению стоимости

перевозки кузбасского

угля, что негативно

скажется на его

конкурентоспособности

Угольная

промышленность    

Продукция угольной

промышленности

экспортными пошлинами

не облагалась, либо

пошлины низкие

настолько, что не

снижают

конкурентоспособность

товара (6,5 процента

на некоторые виды

кокса)               

Дополнительных

мер

регулирования

торговли

продукцией

угольной

промышленности

вводиться не

будет           

Угольная

промышленность

Кемеровской области

не почувствует особых

изменений при

вступлении России в

ВТО                  

Химическая

промышленность    

Средняя импортная

ставка на продукцию

химической

промышленности - 10

процентов            

Снижение средней

импортной ставки

до 6,5 - 5

процентов       

1. Увеличение

экспортно-импортных

потоков, усиление

конкуренции на

внутреннем рынке

(кузбасские

производители ОАО

"Азот", ЗАО

Кемеровский

агрохимический завод

"Вика" могут потерять

часть рынка сбыта).

2. Снижение стоимости

продукции на

внутреннем рынке     

Применение

ограничительных мер

в отношении

российской продукции,

проведение

антидемпинговых

расследований        

Снятие всех

ограничений,

равнозначный с

другими

производителям и

доступ на рынки

стран участников

ВТО, обретение

возможности

защищать свои

права в Комиссии

по

урегулированию

споров ВТО      

 Антидемпинговые расследования       

Черная металлургия

В течение 1996 - 2011

годов против

российских импортеров

было инициировано 121

антидемпинговое

расследование, из них

60 процентов касалось

поставок

металлургической

продукции            

Российские

производители

получат

равнозначный с

другими

производителям и

доступ на рынки

стран-членов

ВТО, смогут

обращаться в

Комиссию по

урегулированию

споров ВТО      

Увеличение

производства и

экспорта

металлургической

продукции.

В большей степени

выиграют российские

производители

металлургической

продукции с низкой

степенью передела

(руда, слябы): именно

в отношении этой

продукции чаще всего

инициируются

антидемпинговые

расследования и

вводятся

ограничивающие ввоз

меры.

В Кемеровской области

таким производителем

является угольно-

металлургический

холдинг "Евраз"      

 Ограничения импорта            

В 2010 году 22 страны

(в том числе ЕС как

единый союз)

использовали против

российских товаров 93

меры, ограничивающие

импорт (квоты,

защитные пошлины).

Особенно часто

ограничивался ввоз

изделий с высокой

добавленной

стоимостью           

Отмена квот на

ввоз российской

металлургической

продукции в

другие страны.

Ввоз российской

продукции будет

ограничен только

условиями

договора с

покупателем     

Рост производства

металлургической

продукции в России,

особенно продукции с

высокой добавленной

стоимостью.

Возможность

увеличения экспорта

этой продукции для

кузбасских

производителей

(Евраз) будет

зависеть от

конъюнктуры мировых

рынков               

 Снижение импортных пошлин         

Средние пошлины на

ввоз труб в Россию -

15 - 20 процентов.

Наличие

ограничительных мер

при ввозе в

Российской Федерации

труб из Украины.

Пошлины на ввоз

металлопроката - 10 -

20 процентов         

Снижение пошлины

на ввоз труб до

5 - 10

процентов,

отмена

ограничений на

ввоз труб из

Украины.

Снижение

импортных пошлин

до 1,5 - 10

процентов       

Усиление конкуренции

на внутреннем рынке с

поставщиками труб и

металлопроката из

других стран

(Украина, Китай)     

Машиностроение    

Импортные пошлины на

машиностроительную

продукцию, включая

горно-шахтное

оборудование - 10

процентов.

Пошлина на паровые

котлы - 15 процентов,

дизельные двигатели -

5 - 10 процентов     

Ожидается

снижение пошлин

на продукцию

машиностроения

(точные ставки

будут

опубликованы

после вступления

России в ВТО).

Ставки пошлин

на паровые котлы

и дизельные

двигатели

снизятся до 7,5

процента и 2 -

9 процентов

соответственно  

В долгосрочном

периоде есть риск

снижения

рентабельности

производства машин и

оборудования на

территории

Кемеровской области и

переориентирования

кузбасского

машиностроения в нишу

ремонтного

подразделения (ОАО

"Анжеромаш", ООО

"Юргинский

машиностроительный

завод, ООО ПО

"Гормаш")            

Автомобилестроение

Импортная пошлина на

новые легковые

автомобили - 30

процентов            

Снижение

импортной

пошлины до 15

процентов в

течение 7 лет

с момента

ратификации

договора о

вступлении

России в ВТО    

1. Наличие

переходного периода

позволит российским

производителям

реализовать свои

инвестиционные

проекты и осуществить

модернизацию

производства.

2. В среднесрочной

перспективе возможно

снижение

рентабельности

российской

автомобильной

промышленности.

3. В долгосрочной

перспективе

существует риск

снижения

заинтересованности

иностранных

инвесторов в

организации

собственных сборочных

производств на

территории России    

Импортная пошлина на

старые легковые

автомобили - 25

процентов            

Снижение

импортной

пошлины до 20

процентов в

течение 7 лет   

Средняя импортная

пошлина на грузовые

автомобили - 25

процентов            

Снижение

импортной

пошлины до 15

процентов в

течение 7 лет.

Снижение пошлин

главным образом

будет

происходить в

конце

переходного

периода         

Сельское хозяйство

и пищевая

промышленность    

 Рыбная продукция            

Импортная пошлина на

продукцию из рыбы -

15 процентов         

Снижение

импортной

пошлины до

12,5 - 12

процентов       

1. Снижение стоимости

импортного сырья для

российских

производителей

благоприятно

отразится на

себестоимости их

продукции.

2. Снижение стоимости

импортной продукции

для потребителей.

3. Усиление

конкуренции между

российскими и

иностранными

товаропроизводителями

Импортная пошлина на

рыбное сырье - 10

процентов            

Снижение

импортной

пошлины до 6 -

8 процентов, в

отдельных

случаях до 3 -

5 процентов     

 Молочная продукция             

Импортная пошлина на

молоко, сливки,

сливочное масло - 25

процентов            

Снижение

импортной

пошлины до 10 -

15 процентов    

 Фрукты и овощи             

Импортные пошлины на

фрукты, овощи и

орехи - до 15

процентов            

Пошлины на

орехи, фрукты и

овощи, не

произрастающие в

России, будут

существенно

снижены (точные

ставки пошлин

будут

опубликованы

после вступления

России в ВТО).

Режимы ВТО

предусматривают

специальное

соглашение,

которое

предусматривает

введение

защитных пошлин,

в случае если

цена импортной

продукции

намного ниже

цены

отечественной   

 Мясная продукция            

Сельское хозяйство

и пищевая

промышленность    

Импортная пошлина на

свинину в пределах

квоты - 15 процентов,

за пределами квоты -

75 процентов         

Ставка импортной

пошлины будет

снижена до 0

процентов и 65

процентов

соответственно.

После 2020 года

квоты на свинину

будут отменены,

вместо чего

будет

установлена

единая импортная

пошлина в

размере 25

процентов       

1. Снизится цена для

конечных

потребителей.

2. Наличие

переходного периода с

сохранением квот

позволит

предотвратить резкое

снижение цены на

свинину и снижение

рентабельности

свиноводческих

хозяйств России.

Однако в долгосрочном

периоде вероятно

снижение

конкурентоспособности

российских

производителей

свинины (в

Кемеровской области

крупнейшими

производителями мяса

свинины являются ООО

"СПК "Чистогорский",

ОАО "Славино", ООО

"Заринский

свинокомплекс").

3. Для мяса птицы и

говядины тарифные

квоты останутся в

силе и после

окончании переходного

периода              

Импортная пошлина на

мясо птицы: в

пределах квоты - 25

процентов, вне

квоты - 95 процентов

Импортная

пошлина в рамках

квоты не

изменится

(25 процентов),

вне квоты будет

снижена до 80

процентов       

Импортная пошлина на

говядину: в рамках

квоты - 15 процентов,

вне квоты - 50

процентов            

В рамках квоты

импортная

пошлина

останется

прежней

(15 процентов),

вне квоты

несущественно

увеличится (до

55 процентов)   

Сельское хозяйство

и пищевая

промышленность    

 Государственная поддержка отрасли   

Объем государственной

поддержки сельского

хозяйства (2010

год) - 120 млрд.

рублей               

В рамках ВТО

лимит

государственной

поддержки

сельского

хозяйства в 2012

году составляет

270 млрд. рублей

(фактически в

бюджете

Российской

Федерации

предусмотрено

132 млрд.

рублей). В 2018

году согласно

требованиям ВТО

объем

государственной

поддержки не

должен превышать

132 млрд. рублей

Все финансовые меры

по поддержке

сельского хозяйства в

номинальном выражении

останутся

неизменными, однако с

учетом инфляции будут

снижаться            

 Налоговые льготы           

Сельское хозяйство

и пищевая

промышленность    

Налоговые льготы по

НДС (пониженная

ставка при реализации

произведенной

продукции, полная

отмена НДС

плательщикам единого

сельскохозяйственного

налога)              

Для отдельных

видов товаров

льготы по НДС

будут отменены

(точный перечень

товаров до

настоящего

момента не

определен)      

Снижение

рентабельности

отечественных

сельскохозяйственных

производителей,

повышение стоимости

их продукции для

конечных потребителей

Фармацевтическая

промышленность    

Ставка импортной

пошлины на

лекарственные

средства - 5 - 15

процентов            

Ставка импортной

пошлины снизится

до 6,5 - 5

процентов на

лекарственные

препараты, до

2 - 3 процентов

на медицинское

оборудование и

лекарственные

субстанции      

Снижение стоимости

лекарственных средств

для конечных

потребителей,

усиление конкуренции

для местных

фармацевтических

компаний (крупнейшими

фармацевтическими

предприятиями

Кемеровской области

являются ООО

"Асфарма", ОАО

"Органика").

Повышение

рентабельности

российских

фармацевтических

предприятий,

использующих в

производстве

импортное сырье      

Бытовая техника и

электроника       

Ставка импортных

пошлин на бытовую

технику и

электронику - 15

процентов, на

компьютеры и

комплектующие - до

10 процентов         

На бытовую

технику и

электронику

ставка импортной

пошлины снизится

до 7 - 9

процентов,

на компьютеры и

комплектующие -

до 0 процентов  

Снижение цены для

конечных потребителей

 Страхование              

Банковская сфера

и страхование     

Квота иностранного

участия в секторе

страхования - 25

процентов

Квота участия

иностранного капитала

в капитале компании -

не более 49 процентов

Квота

иностранного

участия в

секторе

увеличится в 2

раза (до 50

процентов).

Квота участия

иностранного

капитала в общем

капитале

компании

увеличится до

51 процента, а

после 2017 года

данное

ограничение

будет отменено

полностью       

Ввиду достаточно

высокой конкуренции в

банковской сфере и

страховании открытие

дочерних

подразделений

иностранных банков не

отразится на

конкурентоспособности

российских финансовых

институтов.

Косвенно вступление в

ВТО будет

способствовать

внедрению в России

современных

стандартов отчетности

и контроля, что

повысит прозрачность

банковского сектора  

 Банковский сектор           

Квота участия

иностранных банков в

капитале российских

банков не превышает

20 - 24 процентов    

Ожидается

повышение квоты

(точный размер

квоты будет

определен после

вступления

России в ВТО)   

     ________________

<6> В 2011 году, без учета НДС и акциза.

Источник: информация управления стратегического развития Администрации Кемеровской области.