Действующий

О КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ И МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА

Приложение N 3
к Концепции развития
внешнеэкономической и
межрегиональной деятельности
Кемеровской области
на период до 2025 года



ПРОБЛЕМЫ, СВЯЗАННЫЕ С ФУНКЦИОНИРОВАНИЕМ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН, РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2     

В связи с функционированием единой таможенной территории трех государств-членов Таможенного союза существенным образом усложнилась нормативная правовая база регулирования внешнеторговой деятельности. Система нормативного правового регулирования в Таможенном союзе включает:

Таможенный кодекс Таможенного союза;

международные договоры государств-участников Таможенного союза;

таможенные кодексы государств-участников Таможенного союза;

решения правительств государств-участников Таможенного союза;

нормативные правовые акты таможенных служб государств-участников Таможенного союза.

Правовое регулирование института таможенных платежей в связи со вступлением в действие Таможенного кодекса Таможенного союза претерпело существенные изменения. В российском законодательстве эта сфера регламентируется тремя основными законодательными актами:

основы фискальной деятельности таможенных органов заложены в Таможенном кодексе Российской Федерации, т.е. приводится классификация таможенных платежей, устанавливается порядок их исчисления, уплаты, взыскания, возврата, определяются условия изменения сроков и обеспечения уплаты таможенных платежей, а также регулируются вопросы установления и применения таможенных сборов;

Федеральным законом "О таможенном тарифе" устанавливается порядок формирования и применения таможенного тарифа, а также определяются правила обложения товаров таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу, в том числе виды и порядок предоставления тарифных льгот;

Налоговый кодекс Российской Федерации регулирует правила установления, введения и применения НДС и акцизов.

В условиях Таможенного союза система правового регулирования института таможенных платежей существенно усложняется. Вопросы установления и применения таможенных платежей с 1 июля 2010 г. регламентируются не только Таможенным кодексом Таможенного союза, определяющим общие вопросы исчисления и уплаты таможенных пошлин, налогов, а также особенности применения таможенных платежей в соответствии с условиями заявленной таможенной процедуры. В целях реализации отсылочных норм Таможенного кодекса Таможенного союза действуют международные соглашения государств-членов Таможенного союза. Ряд положений Таможенного кодекса Таможенного союза содержит отсылочные нормы к национальному законодательству государств-членов Таможенного союза.

Вопросы таможенных платежей относятся к тем вопросам, по которым удалось достичь наименьшей унификации при подготовке Таможенного кодекса Таможенного союза. Объясняется это целым рядом причин, основная из которых связана с тем, что на данном этапе интеграции унифицируется только таможенное законодательство. Сейчас не стоит вопрос об унификации и даже о гармонизации таких сфер законодательства, как налоговое, гражданское, законодательство о банках и банковской деятельности, об исполнительном производстве. Между тем все эти сферы законодательства находятся в тесной связи с вопросами применения, в частности с вопросами взыскания и уплаты таможенных платежей. Именно поэтому 24 статьи Таможенного кодекса Таможенного союза, связанные с вопросами исчисления и уплаты таможенных платежей, содержат более 20 отсылочных норм к национальному законодательству.

С 1 июля 2010 г. ввозные таможенные пошлины уплачиваются по новому коду бюджетной классификации. В связи с этим невозможно внесение авансовых платежей в счет уплаты ввозных таможенных пошлин.

С 1 января 2011 г. ввозная таможенная пошлина может быть уплачена только в качестве таковой по отдельно выделенному коду бюджетной классификации.

Для участников ВЭД это означает необходимость уплаты таможенных платежей не менее чем двумя платежными документами: один - для уплаты ввозных таможенных пошлин, второй - для уплаты авансовых платежей.