Малое и среднее предпринимательство - основа развития экономики и важнейший ресурс, формирующий конкуренцию, новые рабочие места, поднимающий смежные с ключевыми отраслями производства.
Ежегодно в доход консолидированного бюджета от малых и средних предприятий региона только по специальным налоговым режимам поступает более 2,5 млрд. рублей налогов (почти 2,8 млрд. рублей за 2015 год).
Государственная политика по развитию малого и среднего предпринимательства регулируется Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и направлена на координацию усилий всех заинтересованных в его развитии сторон, соблюдение интересов бизнеса, обеспечение занятости населения и развитие самозанятости.
Несмотря на общие для России институциональные барьеры, предпринимательская активность населения Удмуртской Республики остается достаточно высокой. Это подтверждается значительным уровнем развития малого бизнеса. В 2015 году в сфере малого бизнеса было занято более 208 тыс. человек, или 29,7% от общей численности занятых в экономике региона, в том числе:
численность работников средних предприятий составила 23115 человек;
численность работников малых (и микро) предприятий - 110505 человек;
количество индивидуальных предпринимателей - 35069 единиц;
количество работников, нанятых индивидуальными предпринимателями, - 40093 человека.
По отраслевой структуре малого и среднего предпринимательства Удмуртской Республики, как и в России в целом, доминируют предприятия оптовой и розничной торговли. Занятость работников в малом бизнесе по отраслям следующая: в сфере торговли - 24,8%, в обрабатывающих отраслях - 18,3%, в строительстве - 15,1%, в сельском хозяйстве - 10,7%, в гостиничном и ресторанном бизнесе - 5,7%.
Проблемы, которые в наибольшей степени сдерживают развитие малого и среднего предпринимательства, связаны с неразвитостью системы механизмов финансово-кредитной поддержки и страхования рисков малых предприятий, низкой доступностью финансовых ресурсов (высокие процентные ставки, завышенные требования по обеспечению кредитов и поручительствам по ним), состоянием перманентного изменения российского законодательства в сфере развития малого и среднего предпринимательства, ограниченностью доступа к ресурсам и маркетинговым возможностям.
Политика снижения барьеров для развития малого бизнеса и легализации самозанятости позволит обеспечить увеличение численности занятых в экономике республики, увеличение налоговых поступлений в бюджет, снижение неформальной занятости.
Основные усилия будут направлены на создание действенного механизма содействия организации самозанятости безработных граждан как начального этапа развития малого и среднего предпринимательства в каждом муниципальном образовании.
Самозанятость - это важнейшее направление трудовой деятельности в рыночной экономике, которое способствует сокращению безработицы.
Важность и актуальность развития самозанятости обусловлены не только изменениями структуры занятости, адекватной рыночной экономике, но и тем, что именно эта форма организации труда может гибко реагировать на изменяющиеся потребности рынка и является более мобильной с точки зрения как приспособляемости процессов производства, так и использования различных способов поддержания определенного уровня занятости при изменении конъюнктуры рынка. Самозанятость и малое предпринимательство во многих случаях являются единственным способом получения дохода для лиц, которые по тем или иным причинам не могут успешно включиться в "большую экономику".
Самозанятость в форме индивидуальных предприятий и малого бизнеса обладает целым рядом преимуществ, которые позволяют им успешно конкурировать на рынке с крупными предприятиями: быстрая адаптация к постоянно меняющимся требованиям рынка, быстрая оборачиваемость средств, экономия средств за счет снижения затрат на создание аппарата управления, свобода действия исполнителей, взаимозаменяемость работников, гибкость, умение быстро перестраиваться и реагировать на изменения внешней среды, возможность использовать местную материально-сырьевую базу, восприимчивость к самым необычным техническим решениям, способность идти на риск, возможность создавать благоприятные условия для трудоустройства высвобожденных работников, возможность вовлекать в производство такие резервы рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве, более полное использование способностей, знаний, трудовых навыков отдельных работников.
Создание условий для уменьшения барьеров, способствующих легальной самозанятости, может стать одним из важнейших направлений в решении актуальной проблемы сокращения пространства неформальной занятости.
Меры, направленные на поддержку самозанятости и реализацию инвестиционного потенциала малого и среднего бизнеса, включены в перечень реализуемых Правительством Российской Федерации в 2015 - 2016 годах первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности.