Действующий

О Стратегическом плане (Концепции стратегического развития) города Магадана на период до 2020 года (с изменениями на 11 июня 2019 года)

5.1. Оптимизация использования муниципальной собственности (совершенствование управления муниципальным имущественным комплексом)


Долгосрочная цель развития имущественного комплекса города Магадана - повышение эффективности использования муниципальной собственности и через это создание условий для стабильного развития городской экономики, увеличения налоговых и неналоговых доходов городского бюджета. Для реализации данной цели необходимо определить стратегические перспективы развития и дальнейшего использования имущественного потенциала города, направления повышения его эффективности в Концепции управления муниципальной собственностью в городе Магадане. Этот документ должен закрепить интересы города в сфере управления объектами недвижимости, определить пути минимизации издержек по их содержанию и активизации инвестиционного процесса в городе посредством коммерческого использования данных объектов, обеспечить гарантии публичности и прозрачности при передаче объектов муниципальной недвижимости эффективному собственнику или арендатору в пользование, способствовать постепенным позитивным изменениям в сложившейся системе отношений власти и бизнеса в вопросах управления муниципальным имущественным комплексом.


В кругу всей системы отношений по поводу объектов муниципальной собственности особое место принадлежит земельным отношениям, а в нем - вопросу о праве собственности на землю. Отсутствие налаженного учета владельцев земельных участков и арендаторов в Магадане является одной из причин незначительной роли земельных платежей в формировании доходной части бюджета города.


Необходимо активнее вовлекать земельные участки в экономический оборот (в том числе занятые незаконно, для которых экстренно требуется легализация прав собственности; участки с объектами незавершенного строительства и др.), создавать в городе земельный рынок и его инфраструктуру, в том числе предоставлять земельные участки путем проведения торгов (конкурсов, аукционов) по их продаже, а также по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков.


Политика по развитию оборота земли и другой недвижимости должна быть направлена на установление категорий земель, которые могут быть приватизированы, с одновременным определением земель, ограниченных в обороте и исключенных из оборота; введение системы рассрочек платежей при приватизации земельных участков; стимулирование выкупа земельных участков, занятых приватизированными предприятиями, для включения их стоимости в уставный капитал этих предприятий и обеспечение реализации принципа "предприятие - имущественный комплекс" (для чего потребуется организовать работу по продаже земельных участков под объектами недвижимости); повышение эффективности управления земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, путем их разграничения на используемые непосредственно для обеспечения муниципальных функций и используемые в коммерческих целях; переход на аукционный и конкурсный принцип предоставления (продажи) свободных земельных участков, находящихся в муниципальной собственности; совершенствование процедур предоставления земли под жилищное и промышленное строительство путем проведения торгов; расширение возможностей аренды земли, находящейся в муниципальной собственности; обеспечение взаимодействия рынка земли и рынка ценных бумаг.


В городе действует информационная система "SAUMI", предназначенная для автоматизации деятельности организаций, осуществляющих учет, ведение реестров и управление различным имуществом - зданиями и помещениями, земельными участками, движимым имуществом и т.д.


Для решения задач по созданию инфраструктуры рынка земли необходимо создание механизма формирования земельных участков и иных объектов недвижимого имущества, а также развития рынка землеустроительных услуг; проведение рыночной оценки земли и другого недвижимого имущества в целях налогообложения.


В рамках информационного обеспечения рынка земли и другой недвижимости предполагается создание базы данных государственной системы регистрации прав на землю и другое недвижимое имущество и сделок с ними; внедрение и обязательное использование всеми участниками рынка земли и другой недвижимости и государственными органами единых общероссийских стандартов и параметров программно-технических комплексов, форматов обмена данными, классификаторов, технологических процедур; расширение доступа жителей города Магадана и юридических лиц к информации об объектах недвижимости и о правах на них; разработка маркетинговой стратегии в управлении земельно-имущественным комплексом городского округа.


Вместо распоряжений мэра необходим муниципальный правовой акт "О порядке предоставления объектов недвижимости, находящихся в собственности города Магадана, для строительства и реконструкции", который установит стабильные правила оборота участков земельно-имущественного комплекса, в котором будут прописаны условия проведения земельных аукционов, на основе которых формируется цивилизованный, прозрачный рынок земли. Целесообразно снизить выкупную стоимость земли для предприятий, установить ее равной, например, девятикратной ставке земельного налога. В итоге предприятия получат земельные активы в собственность, под залог которых смогут взять долгосрочный кредит на развитие. Предприятия, которые имеют возможность по высокой цене продать землю в центре города и купить гораздо более дешевый участок на окраинах, получат стимул к перебазированию производств и одновременно их реструктуризации. По такой схеме проходят преобразования на муниципальном рынке земельных участков в некоторых крупных и средних городах России.


Целесообразно развивать практику привлечения к управлению городскими объектами недвижимости управляющих компаний. При передаче в управление муниципальных объектов недвижимости управляющая компания обязательно должна вести планирование своей деятельности. Бизнес-планы оцениваются муниципалитетом как собственником недвижимости при принятии управленческих решений, связанных с объектом недвижимости. Основным критерием оценки бизнес - планов при управлении коммерческой недвижимостью является размер и стабильность дохода, получаемого городом.


Развитие системы страхования муниципальной собственности города позволит освободить бюджет от незапланированных расходов на возмещение убытков при наступлении страховых случаев; использовать свободные активы и резервы страховых компаний в качестве инвестиций в экономику города; увеличить охват населения и хозяйствующих субъектов страховыми услугами и за счет этого снизить страховые тарифы.


Городу необходимо инициировать подготовку и принятие федерального ведомственного акта о возвращении в муниципальную собственность береговых земельно-имущественных торгово-складских комплексов, ранее принадлежавших объединению "Северовостокзолото" и другим советским ведомствам. Эти новые объекты муниципальной собственности могут в перспективе стать импульсом для экономического развития города, привлечь иностранных инвесторов (например, дилеров японских, корейских, китайских автомобилестроительных фирм), федеральные сети розничной торговли, превратиться в логистические центры.