Действующий

О Стратегическом плане (Концепции стратегического развития) города Магадана на период до 2020 года (с изменениями на 11 июня 2019 года)


Таблица 1


Экономическая роль города в Магаданской области

Показатели

2003 год

2004 год

2005 год

Численность населения (на конец года), тыс. человек

106,9

106,8

107,2

Удельный вес (города в области), %

60 <1>

61 <1>

63 <1>

Показатели, значения которых превосходят долю населения города в области

Объем реализации платных услуг, млн. рублей

2526,3

3039,7

3320,6

%

85 <1>

86 <1>

83 <1>

Ввод в действие жилых домов, тыс. кв. метров

7,1

2,3

7,1

%

100 <1>

82 <1>

79 <1>

Денежные расходы, млн. рублей

11153,5

12854,8

14996,4

%

76 <1>

77 <1>

78 <1>

Оборот розничной торговли, млн. рублей

3582,1

4065,7

4887,4

%

67 <1>

68 <1>

70 <1>

Денежные доходы, всего, млн. рублей

11939,9

13566,8

15281,6

%

68 <1>

68 <1>

68 <1>

Грузооборот транспорта, млн. тонно-км

92,0

91,1

65,1

%

44 <1>

50 <1>

67 <1>

Показатели, значения которых ниже доли населения города в области

Среднегодовая численность работающих в отраслях экономики, тыс. человек

46,9

46,1

49,5

%

58 <1>

57 <1>

61 <1>

Оборот общественного питания, млн. рублей

178,4

187,7

213,4

%

71 <1>

66 <1>

59 <1>

Объем работ, выполненный по договорам строительного подряда, млн. рублей

552,6

498,9

487,5

%

28,6 <1>

29,5 <1>

36,6 <1>

Инвестиции в основной капитал, млн. рублей

1116,1

1132,0

1255

%

33 <1>

28 <1>

30 <1>

Численность официально зарегистрированных безработных, человек

1451

1539

1400

%

25 <1>

26 <1>

26 <1>

Доходы бюджета, всего, тыс. рублей

2255,5

2409,6

2262,5

%

22 <1>

24 <1>

25 <1>

Расходы, тыс. рублей

2240,5

2442,1

2437,6

%

22 <1>

24 <1>

27 <1>


<1> Жирным курсивом выделены значения с устойчивой тенденцией к повышению или понижению или к стабилизации.


Бюджет Магадана является главным инструментом проведения муниципальной социальной, финансовой, экономической, инвестиционной и промышленной политики на территории города, что предъявляет особые требования к его устойчивости. Формирование доходной части бюджета города Магадана осуществляется за счет собственных налоговых и неналоговых доходов, доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, финансовой помощи в форме дотаций, субвенций, средств фонда финансовой поддержки муниципальных образований.


Городской бюджет исполнен в 2005 году по доходам в сумме 2 262,5 млн. рублей. В доходных поступлениях основная роль - почти две трети - принадлежит безвозмездным перечислениям областного бюджета, около 15% составляет налог на доходы физических лиц, 6% налог на прибыль организаций, около 5% акцизы по подакцизным товарам, 4% налоги на совокупный доход, 3% налог от использования имущества в муниципальной собственности, около 2% налог на имущество.


В 2005 году по сравнению с предыдущим годом вдвое сократился налог на прибыль, более чем на 60% уменьшились отчисления по доходам физических лиц и налогу на имущество организаций. Низкое поступление акцизов связано со снижением производства и реализации алкогольной и пивобезалкогольной продукции. Низкое поступление доходов от приватизации муниципального имущества объясняется невыполнением плана приватизации.


Анализ расходной части бюджета г. Магадана дает основание квалифицировать его как социальный бюджет. Из общего объема расходов 41% приходится на жилищно-коммунальное хозяйство, 32% - на образование, 10% - на здравоохранение и спорт. В расчете на душу населения расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в Магадане в несколько раз превосходят уровень подушевых расходов других городов Российской Федерации сравнимого статуса и размера. В Магадане финансируются проекты почти двух десятков городских целевых программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в образовании, в здравоохранении, в сфере культуры, в области социальной политики общей стоимостью около 4,5 млрд. рублей


В сфере образования, здравоохранения, культуры в основном финансируются защищенные статьи текущих расходов - заработная плата с учетом страховых взносов, питание, медикаменты. Остальные статьи финансируются ограниченно, что содержит угрозу постепенного сокращения материальной базы социально-культурной сферы.


На программы прямой социальной помощи город тратит около 10% всех расходов. Наиболее дорогостоящими являются программа жилищных субсидий - около 40% всех расходов на социальную помощь, программы предоставления населению льгот по различным видам социальных услуг (коммунальные, транспортные, льготы по бытовым услугам, по посещению дошкольных образовательных учреждений). Специфика пространственной конфигурации Магаданского городского округа, включающей, помимо собственно Магадана, еще поселки Сокол и Уптар, расположенные в десятках километрах от него, наличие в самом Магадане нескольких отдаленных микрорайонов, приводят к тому, что городской бюджет частично оплачивает проезд в городском и пригородном транспорте сотням малоимущих граждан - жителям и студентам очной формы обучения поселков Сокол, Уптар, отдаленных районов Магадана.


Одним из способов привлечения инвестиций, дополнительным катализатором экономического роста, поддержания стабильной деятельности малых и средних предприятий является муниципальный заказ - инструмент поддержки пригородного сельского хозяйства, бытового обслуживания и других секторов городской экономики. Заключение договоров на поставку услуг, товаров на конкурсной основе дает возможность мэрии получить дополнительный эффект в виде снижения цены на поставки, улучшения качества продукции, сокращения сроков поставки (выполнения работ). Наиболее значимыми являются конкурсы на поставку угля для муниципальных нужд, на поставку продуктов питания для учреждений бюджетной сферы г. Магадана - муниципальных школ, детских садов, больниц, на организацию капитального ремонта объектов бюджетной сферы и жилищного фонда города, на поставку медикаментов медицинского оборудования для муниципальных учреждений здравоохранения.


Оценка показателей бюджетной устойчивости позволяет сделать общий вывод о недостаточном уровне развития собственной финансовой базы города для полноценного финансирования текущего содержания и нормального развития объектов социальной сферы. В доходах бюджета около 60% составляют безвозмездные перечисления. Объемы расходных полномочий регулярно превышают объемы бюджетных доходов, дефицит бюджета финансируется за счет кредитов коммерческих банков и бюджетных кредитов области. Но в результате накапливается муниципальный внутренний долг города, который на 1 января 2005 года составлял 61660 тыс. рублей (в т.ч. ссуды из областного бюджета - 47816 тыс. рублей, кредит ОАО "Колыма-банк" - 12000 тыс. рублей).


Среди основных бюджетоформирующих предприятий города (табл. 2) четыре относятся к пищевой (в т.ч. рыбной) промышленности, пять к топливно-энергетическому (в т.ч. коммунальной теплоэнергетике) комплексу, два к обрабатывающим производствам (машиностроение и деревообработка). Динамика результатов деятельности многих из них зависит от дальних поставщиков сырья, испытывает давление конкурентов из других регионов и потому неустойчивая. В десятку крупнейших частных работодателей городской экономики входят Магаданская ТЭЦ, несколько торговых супермаркетов, Магаданский молочный, механический заводы.