Механизмы городского развития создавались в условиях жесточайшего кризиса 1990-х годов. Теперь наступает время перелома - экономического роста, ввода нового жилья, масштабного возникновения новых городских предприятия. Это вызывает необходимость формирования новой нормативной правовой базы, создания новых городских структур, внедрения новых механизмов управления городским развитием уже для этапа инвестиционного роста; новых принципов градорегулирования, правового зонирования и др. Органичными составляющими новых механизмов городского развития становятся реализуемые на территории Магадана приоритетные национальные проекты в области образования, здравоохранения, культуры, доступного жилья, которые способствуют повышению качества жизни горожан.
Существующая в настоящее время организационная модель местного самоуправления города Магадана является централизованной, не в полной мере отвечает требованиям института местного самоуправления. В силу концентрации основных исполнительных функций на уровне департаментов и управлений мэрии, практически весь управленческий аппарат муниципального образования вынужден заниматься решением текущих проблем. При этом функции прогнозирования и планирования на уровне мэрии остаются реализованными не полностью. Централизация управления городом не позволяет в достаточной мере обеспечить гибкость и открытость системы управления. Отсутствуют регулярные горизонтальные связи как внутри властных структур, так и между ними; недостаточно интенсивно взаимодействие подразделений мэрии с федеральными и областными органами, хозяйствующими субъектами, находящимися на территории г. Магадана. Есть необходимость налаживать более тесное межмуниципальное сотрудничество с региональными столицами соседних территорий Дальнего Востока.
В условиях, когда сама муниципальная власть напрямую может воздействовать только на ограниченную часть вопросов городского развития, необходимо создавать координационные, межведомственные советы, комитеты, комиссии по приоритетными направлениям городского развития, привлекая в них те стороны (бизнес, региональную власть, федеральные структуры, академическую и вузовскую науку), на деятельность которых муниципальная власть прямого влияния не имеет.
Целесообразно крепить связь мэрии с советами (комитетами) микрорайонов, с общественными организациями и населением, для эффективного проведения культурных, досуговых, спортивных и других мероприятий, организации работы с детьми по месту жительства, в том числе в каникулярное время; организации общественных работ, направленных на благоустройство территории и др.
Значительный потенциал заключен в территориальном общественном самоуправлении. Уже не первый год эти организации решают жизненно важные проблемы горожан: создание рабочих мест, оказание социально-бытовых и жилищно-коммунальных услуг, благоустройство микрорайонов, организация работы с детьми и престарелыми, организация досуга населения, социальная защита нуждающихся. Именно поэтому особое внимание следует уделять созданию благоприятных условий для конструктивного сотрудничества органов территориального общественного самоуправления, общественных объединений со всеми структурными подразделениями мэрии города.
Еще одна линия партнерства - взаимодействие органов местного самоуправления и некоммерческих общественных организаций, которое уменьшает социальную напряженность в городе и укрепляет доверие горожан к органам власти. В городе будет создан координационный совет общественных организаций Магадана. Будут проводиться консультации и обучающие семинары для представителей общественных объединений.
Самодеятельность населения, направленная на решение жизненно важных проблем, нуждается в организационной и финансовой поддержке со стороны мэрии. Будут предусмотрены гранты общественным объединениям, выполняющим муниципальный заказ на оказание социальных услуг, будет сформирована нормативная правовая база под такое взаимодействие, созданы механизмы общественного контроля. Общественные объединения будут получать льготы по муниципальным налогам (решение о предоставлении льгот отдельным категориям общественных объединений принимается одновременно с бюджетом города), льготные условия аренды муниципальных помещений и иного муниципального имущества, находящегося в собственности города, в соответствии с действующим порядком.
Получат поддержку мэрии благотворительность и меценатство работающих в Магадане корпоративных структур, большого и малого бизнеса. Мэрия будет всемерно поощрять добровольчество и добровольческие инициативы, признавая их социальную значимость для города. Часть муниципальных функций сможет быть делегирована самоорганизуемым комитетам граждан, некоммерческим организациям, "волонтерским" организациям.
Некоторые полномочия городского развития, например, консультирование предпринимателей, могут быть делегированы коммерческим структурам. Использование ваучеров, которые предусматривают для жителей выбор между различными частными/государственными поставщиками услуг (дантист, физиотерапия и др.), также станет одной из форм делегирования полномочий коммерческим структурам.
Значительное количество вопросов городского развития требует для своего решения радикального совершенствования правил землепользования и застройки территории. Процесс формирования земельных участков как объектов недвижимости должен работать на успех постиндустриальной трансформации города Магадана, не быть просто процедурным. Нужно шире использовать принципы концепции "самоокупаемой планировки", когда формирование каждого земельного участка происходит в контексте межевания территории квартала и когда возникает "цепная реакция" получения дополнительных участков, подготовленных для передачи все новым инвесторам, готовым платить соответствующие средства за право аренды земельных участков.
Нужно вводить в Магадане принципы правового зонирования, проводить межевание городской территории на упорядоченные земельные участки. Карты правового зонирования (как основания для принятия решений в сфере застройки и землепользования применительно к различным территориальным зонам) предусматривают описания градостроительных регламентов разрешенного использования недвижимости применительно к различным территориальным зонам города. В этих документах содержится проект договора аренды земельного участка, прилагаемый к нему план земельного участка, на котором фиксируются:
а) границы земельного участка,
б) "пятно застройки", за пределами которого запрещается возводить строения,
в) градостроительные регламенты по видам разрешенного использования недвижимости и предельным параметрам разрешенного строительства,