Действующий

О Стратегическом плане (Концепции стратегического развития) города Магадана на период до 2020 года (с изменениями на 11 июня 2019 года)

5.2. Механизмы новой муниципальной жилищной политики


Долгосрочная цель муниципальной жилищной политики заключается в повышении уровня жилищной обеспеченности и содержания жилищного фонда до восточноевропейских стандартов. Ее выполнение предполагает решение задач в области многоквартирного, индивидуального, элитного, ипотечного, молодежного, мансардного жилищного строительства, вовлечение в оборот жилья на вторичном рынке и незавершенного; по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда; по строительству социального жилья для выпускников детских домов, ветеранов, инвалидов, других уязвимых категорий граждан; по внедрению новых, прогрессивных строительных материалов, технологий строительных работ и организационно-финансовых механизмов (например, привлечение институциональных инвесторов - негосударственные пенсионные фонды, страховые компании, инвестиционные фонды, ипотечные компании, заинтересованных в надежном долгосрочном вложении финансовых ресурсов); по обеспечению жильем специалистов высокой квалификации, приезжающих из других регионов. Эти задачи будут реализованы в рамках нескольких муниципальных программ: "Переселение граждан из ветхого жилищного фонда города Магадана на 2005-2010 годы", "Дом для молодой семьи (2007-2008 годы)", "Жилье работникам муниципальных учреждений муниципального образования "Город Магадан" на 2006-2010 годы" и других.


В связи с ликвидацией многих колымских поселков и интенсивной внутренней миграцией населения спрос на благоустроенное жилье в областном центре постоянно растет. Поэтому активизация жилищного строительства в Магадане станет в прогнозный период важной точкой роста городской экономики. Этому будут способствовать и мероприятия приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".


Механизмы новой жилищной политики включают системное решение проблемы ветхого жилья; формирование новой индустрии (заводов) стройматериалов и рынка подрядных организаций; диверсификацию объектов строительства (многоквартирные, малоэтажные дома, коттеджи, таунхаусы, мансардное строительство и др.); формирование рынка жилищных услуг (управляющие компании, домовые мастера); схем долгосрочного кредитования строительства/покупки жилья.


Особенность Магадана состоит в том, что жилье требуется не только для самих горожан, проживающих в ветхом жилье, но и для проживающих в ветхом жилье жителей колымских поселков, перспективных и неперспективных, многие из которых переселяются в областной центр. Одновременно с всемерным использованием средств федерального и областного бюджетов необходимо создавать условия для привлечения дополнительных внебюджетных финансовых ресурсов для реализации строительства и реконструкции инженерной инфраструктуры земельных участков, высвобождающихся после ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда (вовлекать их в хозяйственный оборот на основе публичных конкурсных процедур).


В Магадане в настоящее время спрос на освобождающиеся после сноса ветхих жилых домов земельные участки практически отсутствует. Поэтому здесь требуется большая, чем в других городах, предварительная работа с потенциальными участниками этого рынка земельных участков, большие усилия по их маркетингу, продвижению к покупателю, а, возможно, и привлекательные налоговые стимулы для частных застройщиков, которые в долгосрочной перспективе, безусловно, окупятся для города (например, освобождение организаций, занимающихся одновременно сносом ветхого и строительством нового жилья, от платы за градостроительные ресурсы).


Приоритет должен получить системный подход к сносу ветхого жилья, с использованием прямых и косвенных позитивных эффектов для города. Очень конструктивным может оказаться не точечный, а площадной подход к реконструкции, когда ликвидация жилья проходит не отдельными объектами, а компактными группами, микрорайонами. В этом случае реконструкция жилого фонда сочетается с уплотнением застройки, что всегда более интересно для застройщика и позволяет привлечь частные инвестиции для решения проблемы переселения (расселения) граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, а также развития инженерной инфраструктуры всего микрорайона.


В Магадане необходимо разработать градостроительную концепцию застройки районов, в которых сосредоточен ветхий и аварийный жилищный фонд (реконструкции ранее застроенных ветхим жильем территорий). Важно выявить именно те участки городской территории, реконструкция которых будет прибыльной для частных инвесторов. Подготовить освобожденные земельные участки для новой застройки и их конкурсной продажи или предоставления в долгосрочную аренду с учетом затрат на снос зданий и расселение граждан. В некоторых городах муниципальным властям удается в результате предпродажной подготовки эффективно повысить продажную стоимость земельных участков, на которых ликвидируется ветхий или аварийный жилой фонд.


Граждане, проживающие в ветхих жилых домах и желающие получить жилье большей площади, будут обязаны оплатить разницу между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно (такова практика большинства российских городов). Преимущественной муниципальной поддержкой будут пользоваться схемы расселения, предполагающие каскадный эффект: граждане из ветхих домов оплачивают часть стоимости получаемой со вторичного рынка квартиры, освобождаемой предыдущими участниками программы, которые приобрели квартиры в новых домах. В этом случае количество граждан, улучшивших жилищные условия, увеличивается в несколько раз.


Для реабилитации "хрущевок" может использоваться схема одновременной реконструкции и расширения жилой площади (другой вариант - снос с последующим строительством нового жилья). Если позволяют несущие конструкции дома, то можно надстроить один или несколько мансардных этажей, реализовать квартиры в них, за счет этого получить средства на капитальный ремонт дома.


Город должен иметь у себя все звенья строительного цикла - от производства стройматериалов до застройщиков. Необходимо создавать новые заводы по производству современных стройматериалов, применение которых - главный фактор снижения себестоимости строительства малоэтажек. Только при организации производства современных конструктивных и отделочных материалов может быть реализована программа наращивания объемов жилищного строительства. В областном центре должны располагаться производства, традиционно занимавшие определенные ниши в строительной индустрии города, и предприятия, продукцию которых нерентабельно транспортировать даже на небольшие расстояния (нерудные материалы, пенопласт и др.), объекты по производству стеновых и теплоизоляционных материалов (например, завод по выпуску эффективных теплоизоляционных материалов). Дорогостоящие утеплители и фасадные отделочные материалы следует выпускать на месте.


Применение в жилищном строительстве новых, местных строительных материалов, экологически чистых, энергосберегающих, современных по дизайну, ассортименту и номенклатуре, позволит удовлетворить платежеспособный спрос различных слоев населения как на элитное жилье, так и на качественные жилые дома для граждан с невысокими доходами. Новые материалы способны обеспечить экономию затрат за счет снижения веса здания и высокой скорости сборки, за счет использования дерева или блоков из ячеистого бетона для стеновых ограждений.


Целесообразно выделить в Магадане несколько зон для индивидуальной и малоэтажной жилой застройки. Для финансового обеспечения строительства и приобретения индивидуального жилья может быть полезным выпуск муниципальных ценных бумаг.


В настоящее время один квадратный метр жилья в городе стоит 25-30 тысяч рублей. Нужно искать пути удешевления за счет внедрения новых технологий и материалов, применения в жилищном строительстве местных материалов, передачи квартир инвесторам без чистовой отделки, строительства опережающими темпами магистральных инженерных коммуникаций к жилым микрорайонам, размещения в зданиях подземных гаражей для автотранспорта новоселов, разработки территориальных строительных норм по энергосбережению, застройки участков на конкурсной основе (формирование рынка подрядных работ и привлечения застройщиков всех форм собственности, в том числе мобильных фирм из области и других регионов), упрощения прохождения разрешительной документации на жилищное строительство (внедрения принципов "единого окна" для подготовки исходно-разрешительной документации)


Реальной возможностью привлечения к управлению магаданским жилфондом собственников жилых помещений является создание в домах товариществ собственников жилья (на единый комплекс недвижимого имущества, включающего в себя земельный участок и расположенное на нем жилое здание).