5.6. Развитие городских образовательных услуг
Долгосрочные задачи развития муниципального образования - обеспечение равного доступа горожан к образовательным услугам вне зависимости от доходов семьи; закрепление на практике гарантий приоритетности системы образования в жизнедеятельности города; укрепление, сохранение и расширение общедоступной системы общего и дополнительного образования; улучшение экономических механизмов обеспечения системы образования финансовыми, материально-техническими, информационными и иными ресурсами; подготовка кадров для системы образования; повышение вклада образовательных услуг в развитии инновационной городской экономики.
Речь идет о том, чтобы превратить Магадан в привлекательный студенческий университетский город с мощным научно-образовательным комплексом; ликвидировать перекосы в предоставлении образовательных услуг, для чего совершенствовать взаимодействие органов управления, образовательных учреждений, общественных организаций; адаптировать притязания выпускников и реальные вакансии на местном рынке труда; модернизировать учреждения муниципального образования.
В прогнозный период предстоит укреплять позиции города как университетского центра, формировать столичную образовательную систему, соответствующую современным требованиям. Актуализировать потенциал городского университетского и научно-образовательного сообщества, налаживать взаимодействие образования, науки, культуры, здравоохранения.
Работа одних и тех же преподавателей в разных вузах города уменьшает их желание и возможность совершенствовать методическую базу кафедр основного места деятельности (в Северном международном университете); чтение различных предметов по требованиям разных вузов неизбежно снижает качество подготовки студентов. Филиальные вузы в Магадане получили в последние годы преимущество в наборе и удержании студентов из-за упрощенных требований, иногда в силу более низких накладных расходов, заниженных цен за обучение, "индивидуального" подхода вместо классических лекционных курсов.
В целях повышения качества профессиональной подготовки специалистов необходимо ввести паспортизацию всех филиалов высших учебных заведений, расположенных в г. Магадане; однопрофильные среди них (особенно по экономическим и юридическим специальностям) объединять в консорциумы вузов (по примеру консорциума "ИРМАГ" - Иркутск - Магадан, участниками которого стали Северный международный университет и Байкальский университет экономики и права) для более эффективного использования ограниченного кадрового и методического потенциала города, развивать университетский комплекс, включая в него техникумы и ссузы.
Предстоит укреплять и систематизировать связи Северного международного университета и других вузов города со школами, учреждениями дошкольного и школьного образования, активно использовать для этого форму попечительских советов; интегрировать высшие учебные заведения с учреждениями общего, начального и среднего профессионального образования. Совместно работать с мэрией, Советом профсоюза по разработке и реализации мер социальной поддержки педагогических работников, работников образовательной системы в целом.
От партнерства университета и бизнеса, университета и власти предстоит перейти к признанию абсолютно новой роли университета как центра городской инновационной экономики, способного совместно с научно-образовательным комплексом города создавать механизмы инициирования и поддержки инноваций, стимулирования развития малого инновационного бизнеса, внедрения научных достижений для решения актуальных проблем городской экономики (в т.ч. готовить специалистов по инновационному менеджменту). Предполагается долевое участие предприятий в подготовке университетом квалифицированных кадров для города, активизировать целевую подготовку специалистов на основе трехсторонних договоров между организациями, вузом и обучающимися студентами или специалистами; создавать сеть базовых предприятий для проведения производственной практики; создать на базе Университета Центр мониторинга образовательных потребностей, что позволит приблизить структуру предлагаемых образовательных услуг к потребностям рынка труда, создать межотраслевой центр переподготовки специалистов высшей квалификации.
Очевидна необходимость развивать системы довузовского, послевузовского и дополнительного профессионального образования в сторону инженерных специальностей и одновременно менять само качество рабочих мест по этим специальностям, чтобы они постепенно становились притягательными для выпускников.
Модернизация учреждений образования предполагает масштабные перемены, которые приведут к изменению в содержании учебных курсов и программ, эксперименту профильного обучения учащихся общеобразовательных школ и постепенному переходу всех учреждений образования на профильное обучение; внедрению лучших форм и методов учебно-воспитательной работы передовых школ города, активной компьютеризации образовательных учреждений, повышению качества профессиональной подготовки специалистов путем разработки и внедрения инновационных технологий и дистанционного обучения, постоянного стимулирования их профессионального роста и социальной поддержки (льготное кредитование покупки жилья и другие меры).
Мероприятия по совершенствованию городской системы образования (обеспечение доступного качественного образования, становление современного менеджмента в системе образования, поддержка инновационных процессов по приоритетным направлениям развития образования и др.) предусмотрены в муниципальной целевой программе "Развитие системы образования города Магадана в рамках приоритетного национального проекта "Образование". Для привлечения студентов из других регионов необходимо строительство студенческого городка (корпуса).
В числе приоритетных мер - создание муниципальной системы дистанционного обучения; развитие единой информационной образовательной среды на основе оптоволоконной сети муниципалитета и формирование муниципального образовательного информационного портала, обеспечивающего реализацию образовательных потребностей педагогов и школьников, позволяющего представить муниципальную систему образования в мировой глобальной сети, привлечь интерес российской и мировой общественности к городу; обеспечение доступа педагогических работников к информационным образовательным ресурсам (базам данных, периодическим изданиям, методическим материалам).
Создание системы работы с одаренными детьми будет происходить через опорные центры, базовые площадки интеллектуальной, творческой и спортивной направленности, информационно-методического и программного обеспечения этой деятельности.
В прогнозный период будет активизирована деятельность по привлечению внебюджетных источников (дополнительных платных образовательных услуг), привлечению спонсорской, благотворительной помощи, добровольных пожертвований в городскую систему образования. Предлагается сформировать целевой бюджетный фонд образования для повышения адресности в выделении средств на развитие образовательных услуг.