Матрица SWOT-анализа въездного туризма в г. Магадане
Сильные стороны | Возможности (внешние) |
1. Гулаговское историческое наследие города, неразрывно связанное с освоением севера Дальнего Востока суперорганизацией "Дальстрой" | Поездки туристов в Магадан могут сочетаться с морскими круизами по охото-морскому побережью, турами по золотым приискам Колымы |
2. Крупный гостинично-туристский комплекс | Наличие международных побратимских связей |
3. Транспортный узел области, наличие международного морского и аэропорта | |
4. Опыт проведения региональных и межрегиональных, международных выставок, ярмарок, фестивалей, конгрессов, семинаров как база развития делового и конгрессного туризма | |
5. Культурный центр сосредоточения музеев, театра, выставок и др. | |
6. Опыт проведения региональных, межрегиональных, международных соревнований по различным видам спорта | |
7. Событийные мероприятия, связанные с историей и культурой города и области | |
8. Возможность организации пакетных туров при интеграции с Ольским и Хасынским районами | |
Слабые стороны | Угрозы (внешние) |
1. Низкая конкурентоспособность старого фонда размещения | Проигрыш в конкурентной борьбе регионам южного фланга Дальнего Востока, способным предложить аналогичный туристический продукт |
2. Узкий ассортимент туристических услуг, несоответствие международным стандартам, недостаток объектов туристского сервиса международного стандарта, низкая квалификация обслуживающего персонала | Захват туристического пространства и рынка туристов внешними туристическими предприятиями |
3. Значительная продолжительность мертвого сезона (до восьми месяцев) в связи с природно-климатическими условиями | Значительные транспортные издержки в стоимости тура, что делает неконкурентоспособным предложение Магадана по сравнение с другими дальневосточными городами |
4. Недостаточный маркетинг (реклама) города как места туристической дестинации | |
5. Недостаточное развитие инфраструктуры городского хозяйства. Недостаточно надежная внешняя и внутренняя транспортная схема (отсутствие регулярных международных авиарейсов и др.) | |
6. Нехватка гостиничных номеров в пик туристического сезона. Нехватка современных автобусов для туристов, низкий уровень сервиса в городском транспорте | |
7. Нет программы поддержки развития въездного туризма в городе |
Муниципальная система образования характеризуется диверсификацией типов и видов образовательных учреждений, развитием платных образовательных услуг, предоставлением образовательным учреждениям хозяйственной самостоятельности. Завершена работа по формированию в учреждениях образования попечительских советов.
В 2005 году в городе функционировало 30 дошкольных образовательных учреждений: пять Центров развития ребенка с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников, один детский сад для тубинфицированных детей, восемь общеразвивающих, начальная школа-детский сад, шестнадцать детских садов комбинированного вида со специализированными группами.
В городе ликвидирована начальная школа N 6 и создан на ее базе детский сад комбинированного вида N 3, начальная школа-детский сад N 61 перепрофилирована в дошкольное образовательное учреждение. В 2004 году в городе прекратилось снижение численности детей дошкольного возраста (прежде всего за счет переселения в город Магадан семей из колымских поселков - подлежащих переселению и других). Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями составила в 2005 году 93%.
В Магадане 25 общеобразовательных учреждений - четыре гимназии, три лицея, три школы с углубленным изучением предметов, две школы-центра образования, две специальные (коррекционные) школы для детей с проблемами в развитии, одна школа-интернат, одна русская культурологическая школа; около одной тысячи учителей и 12 тысяч учащихся. Эти учреждения успешно решают проблему дифференцированного и вариативного образования учащихся. На базе двух образовательных учреждений - в школе-центре образования N 29 и специальной (коррекционной) школе - функционируют городские центры развивающего обучения и психолого-медико-педагогическая комиссия. В целях экономии бюджетных средств ликвидирована средняя школа N 11, на базу которой передислоцирована из поселка Сокол специальная (коррекционная) школа-интернат.
Несмотря на значительное сокращение численности учеников с начала 1990-х годов, остается высокой доля обучающихся в две смены - 20,5% (в отдельных городских школах - более 40%), 14 школ из 25 ведет обучение в две смены.
Реализация городской программы компьютеризации позволила большинству общеобразовательных учреждений обновить и пополнить имеющуюся базу компьютерной техники. 20 школ подключено к Интернету. Но дошкольные образовательные учреждения практически не компьютеризированы, имеющаяся техника устаревает, нет компьютерных классов.
С 2005 года 10 общеобразовательных учреждений участвуют в городском эксперименте по введению профильного обучения. В настоящее время 21,3% детей заняты в кружках технического творчества.
Создан и ежегодно обновляется банк данных об одаренных детях. Традиционными стали ежегодно проводимые научные конференции учащихся г. Магадана, городские интеллектуальные олимпиады для школьников и дошкольников, предметные олимпиады школьников, выставки, соревнования, слеты и другие мероприятия, чему способствует городская целевая программа "Развитие образования в городе Магадане". Одаренным учащимся ежегодно назначаются стипендии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, губернатора Магаданской области, мэра города Магадана. В городе удалось остановить процесс сокращения сети учреждений дополнительного образования. В учреждениях дополнительного образования ежегодно обучается около 5000 детей.
Одновременно с увеличением количества детей растет число уходящих из дневных школ в вечерние классы и вечернюю школу. Следствием ухудшения социально-экономических условий жизни большинства семей является рост числа больных детей. Ежегодно более 100 учащихся по состоянию здоровья выводится на индивидуальное обучение.
В последние годы в вузах, функционирующих в г. Магадане, значительная доля вновь открытых специальностей приходилась на гуманитарно-социальный, междисциплинарный и экономический блоки, что объясняется стремлением большинства вузов открыть пользующиеся повышенным спросом у населения специальности экономического и юридического профиля. В то же время сокращался выпуск специалистов по инженерным, техническим специальностям. Сократились возможности проведения учебно-производственных практик для студентов. Идет процесс переориентации инженерно-технических направлений деятельности учреждений дополнительного образования на менее затратное - художественно-эстетическое. Оснащение учебных комбинатов устарело и мало пригодно для обучения детей новым специальностям, востребованным на рынке. В результате сформированной диспропорций между потребностями городской экономики в технических специалистах (при очень слабой и архаичной технической оснащенности таких рабочих мест) и специализацией самих выпускников исключительно на дисциплинах гуманитарного, экономического и юридического циклов возникла структурная несбалансированность на городском рынке труда. Решение ее зависит от взаимодействия Северного международного университета, руководства города и области, органов управления образованием, территориальных управлений по труду и занятости населения, студенческих организаций.
Значительная часть зданий и коммуникаций образовательных учреждений города Магадана, особенно введенных в эксплуатацию в 50-60-х годах прошлого века, имеют от 30% до 50% износа, требуют капитального ремонта, не удовлетворяют требованиям пожарной безопасности.
В рамках национального приоритетного проекта "Образование" обозначены основные составляющие: стимулирование образовательных учреждений; информатизация образования; поддержка инициативной, способной и талантливой молодежи; дополнительные вознаграждения за классное руководство; поощрение лучших учителей. В целях реализации данного проекта в 2006 году проведены мероприятия по созданию конкурентоспособной образовательной системы в городе. Для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и среднего (полного) образования сохранена сеть образовательных учреждений. Произведен монтаж локальных сетей в шести инновационных учреждениях образования города Магадана. Девять школ города подключены к широкополосной сети Интернет с выходом на образовательный портал, что значительно расширяет возможности использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.
Для полноценной реализации приоритетного национального проекта "Образование" необходимо разработать программу развития "слабых школ", в которой предусмотреть замену устаревшей учебной и материально-технической базы с целью внедрения инновационных образовательных программ; решить вопрос по целевому направлению молодых специалистов в образовательные учреждения города, развивать психолого-педагогическое направления лицея (технологического) N 7 (по типу ранее существовавших педагогических классов); создать центр информационных технологий при управлении образования, который бы взял на себя функции сопровождения программы "Сетевой город", отслеживание контингента учащихся и воспитанников, внедрение информационно-коммуникативной технологии в образовательный процесс и административно-управленческую деятельность образовательных учреждений; продолжить работу по организации деятельности общественных управляющих советов в образовательных учреждениях.