Действующий

О Стратегическом плане (Концепции стратегического развития) города Магадана на период до 2020 года (с изменениями на 11 июня 2019 года)


Таблица 4


Матрица SWOT-анализа въездного туризма в г. Магадане

Сильные стороны

Возможности (внешние)

1. Гулаговское историческое наследие города, неразрывно связанное с освоением севера Дальнего Востока суперорганизацией "Дальстрой"

Поездки туристов в Магадан могут сочетаться с морскими круизами по охото-морскому побережью, турами по золотым приискам Колымы

2. Крупный гостинично-туристский комплекс

Наличие международных побратимских связей

3. Транспортный узел области, наличие международного морского и аэропорта

4. Опыт проведения региональных и межрегиональных, международных выставок, ярмарок, фестивалей, конгрессов, семинаров как база развития делового и конгрессного туризма

5. Культурный центр сосредоточения музеев, театра, выставок и др.

6. Опыт проведения региональных, межрегиональных, международных соревнований по различным видам спорта

7. Событийные мероприятия, связанные с историей и культурой города и области

8. Возможность организации пакетных туров при интеграции с Ольским и Хасынским районами

Слабые стороны

Угрозы (внешние)

1. Низкая конкурентоспособность старого фонда размещения

Проигрыш в конкурентной борьбе регионам южного фланга Дальнего Востока, способным предложить аналогичный туристический продукт

2. Узкий ассортимент туристических услуг, несоответствие международным стандартам, недостаток объектов туристского сервиса международного стандарта, низкая квалификация обслуживающего персонала

Захват туристического пространства и рынка туристов внешними туристическими предприятиями

3. Значительная продолжительность мертвого сезона (до восьми месяцев) в связи с природно-климатическими условиями

Значительные транспортные издержки в стоимости тура, что делает неконкурентоспособным предложение Магадана по сравнение с другими дальневосточными городами

4. Недостаточный маркетинг (реклама) города как места туристической дестинации

5. Недостаточное развитие инфраструктуры городского хозяйства. Недостаточно надежная внешняя и внутренняя транспортная схема (отсутствие регулярных международных авиарейсов и др.)

6. Нехватка гостиничных номеров в пик туристического сезона. Нехватка современных автобусов для туристов, низкий уровень сервиса в городском транспорте

7. Нет программы поддержки развития въездного туризма в городе


Муниципальная система образования характеризуется диверсификацией типов и видов образовательных учреждений, развитием платных образовательных услуг, предоставлением образовательным учреждениям хозяйственной самостоятельности. Завершена работа по формированию в учреждениях образования попечительских советов.


В 2005 году в городе функционировало 30 дошкольных образовательных учреждений: пять Центров развития ребенка с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников, один детский сад для тубинфицированных детей, восемь общеразвивающих, начальная школа-детский сад, шестнадцать детских садов комбинированного вида со специализированными группами.


В городе ликвидирована начальная школа N 6 и создан на ее базе детский сад комбинированного вида N 3, начальная школа-детский сад N 61 перепрофилирована в дошкольное образовательное учреждение. В 2004 году в городе прекратилось снижение численности детей дошкольного возраста (прежде всего за счет переселения в город Магадан семей из колымских поселков - подлежащих переселению и других). Обеспеченность детскими дошкольными учреждениями составила в 2005 году 93%.


В Магадане 25 общеобразовательных учреждений - четыре гимназии, три лицея, три школы с углубленным изучением предметов, две школы-центра образования, две специальные (коррекционные) школы для детей с проблемами в развитии, одна школа-интернат, одна русская культурологическая школа; около одной тысячи учителей и 12 тысяч учащихся. Эти учреждения успешно решают проблему дифференцированного и вариативного образования учащихся. На базе двух образовательных учреждений - в школе-центре образования N 29 и специальной (коррекционной) школе - функционируют городские центры развивающего обучения и психолого-медико-педагогическая комиссия. В целях экономии бюджетных средств ликвидирована средняя школа N 11, на базу которой передислоцирована из поселка Сокол специальная (коррекционная) школа-интернат.


Несмотря на значительное сокращение численности учеников с начала 1990-х годов, остается высокой доля обучающихся в две смены - 20,5% (в отдельных городских школах - более 40%), 14 школ из 25 ведет обучение в две смены.


Реализация городской программы компьютеризации позволила большинству общеобразовательных учреждений обновить и пополнить имеющуюся базу компьютерной техники. 20 школ подключено к Интернету. Но дошкольные образовательные учреждения практически не компьютеризированы, имеющаяся техника устаревает, нет компьютерных классов.


С 2005 года 10 общеобразовательных учреждений участвуют в городском эксперименте по введению профильного обучения. В настоящее время 21,3% детей заняты в кружках технического творчества.


Создан и ежегодно обновляется банк данных об одаренных детях. Традиционными стали ежегодно проводимые научные конференции учащихся г. Магадана, городские интеллектуальные олимпиады для школьников и дошкольников, предметные олимпиады школьников, выставки, соревнования, слеты и другие мероприятия, чему способствует городская целевая программа "Развитие образования в городе Магадане". Одаренным учащимся ежегодно назначаются стипендии Министерства культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, губернатора Магаданской области, мэра города Магадана. В городе удалось остановить процесс сокращения сети учреждений дополнительного образования. В учреждениях дополнительного образования ежегодно обучается около 5000 детей.


Одновременно с увеличением количества детей растет число уходящих из дневных школ в вечерние классы и вечернюю школу. Следствием ухудшения социально-экономических условий жизни большинства семей является рост числа больных детей. Ежегодно более 100 учащихся по состоянию здоровья выводится на индивидуальное обучение.


В последние годы в вузах, функционирующих в г. Магадане, значительная доля вновь открытых специальностей приходилась на гуманитарно-социальный, междисциплинарный и экономический блоки, что объясняется стремлением большинства вузов открыть пользующиеся повышенным спросом у населения специальности экономического и юридического профиля. В то же время сокращался выпуск специалистов по инженерным, техническим специальностям. Сократились возможности проведения учебно-производственных практик для студентов. Идет процесс переориентации инженерно-технических направлений деятельности учреждений дополнительного образования на менее затратное - художественно-эстетическое. Оснащение учебных комбинатов устарело и мало пригодно для обучения детей новым специальностям, востребованным на рынке. В результате сформированной диспропорций между потребностями городской экономики в технических специалистах (при очень слабой и архаичной технической оснащенности таких рабочих мест) и специализацией самих выпускников исключительно на дисциплинах гуманитарного, экономического и юридического циклов возникла структурная несбалансированность на городском рынке труда. Решение ее зависит от взаимодействия Северного международного университета, руководства города и области, органов управления образованием, территориальных управлений по труду и занятости населения, студенческих организаций.


Значительная часть зданий и коммуникаций образовательных учреждений города Магадана, особенно введенных в эксплуатацию в 50-60-х годах прошлого века, имеют от 30% до 50% износа, требуют капитального ремонта, не удовлетворяют требованиям пожарной безопасности.


В рамках национального приоритетного проекта "Образование" обозначены основные составляющие: стимулирование образовательных учреждений; информатизация образования; поддержка инициативной, способной и талантливой молодежи; дополнительные вознаграждения за классное руководство; поощрение лучших учителей. В целях реализации данного проекта в 2006 году проведены мероприятия по созданию конкурентоспособной образовательной системы в городе. Для обеспечения общедоступного и бесплатного дошкольного, общего и среднего (полного) образования сохранена сеть образовательных учреждений. Произведен монтаж локальных сетей в шести инновационных учреждениях образования города Магадана. Девять школ города подключены к широкополосной сети Интернет с выходом на образовательный портал, что значительно расширяет возможности использования информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе.


Для полноценной реализации приоритетного национального проекта "Образование" необходимо разработать программу развития "слабых школ", в которой предусмотреть замену устаревшей учебной и материально-технической базы с целью внедрения инновационных образовательных программ; решить вопрос по целевому направлению молодых специалистов в образовательные учреждения города, развивать психолого-педагогическое направления лицея (технологического) N 7 (по типу ранее существовавших педагогических классов); создать центр информационных технологий при управлении образования, который бы взял на себя функции сопровождения программы "Сетевой город", отслеживание контингента учащихся и воспитанников, внедрение информационно-коммуникативной технологии в образовательный процесс и административно-управленческую деятельность образовательных учреждений; продолжить работу по организации деятельности общественных управляющих советов в образовательных учреждениях.