Стратегия развития образования в современной России определена Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, национальной образовательной инициативой "Наша новая школа", Федеральной целевой программой развития образования на период 2011-2015 гг., Государственной программой Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ, другими программными и руководящими документами федерального, регионального уровней.
Концептуальные документы и целевые программы российского уровня ставят проблему недостаточной социальной эффективности действующей системы образования, ее отставания от запросов современной экономики и общества.
Актуальная ситуация в образовании города Магадана характеризуется особым динамизмом, сложностью, противоречивостью развертывающихся процессов. При наличии отдельных механизмов, способствующих росту качества образования, в целом его эффективность оказывается еще недостаточной для обеспечения новых задач развития города Магадана - становления инновационной экономики, повышения уровня жизни населения, роста инвестиционной привлекательности города.
Развитие дошкольного образования и повышение его качества находится в прямой зависимости от кадровой политики. Укомплектованность муниципальных дошкольных образовательных учреждений города Магадана в 2014 году составила: педагогическими кадрами - 84%, младшим обслуживающим персоналом - 69,5%.
В связи с изменениями, произошедшими в сети дошкольных образовательных учреждений города Магадана за последние несколько лет (увеличение количества групп для детей раннего возраста, более чем в 50% дошкольных образовательных учреждениях функционируют группы кратковременного пребывания (удлиненного), переход всех ДОУ на 12-часовой режим работы, введение новых дополнительных мест) ощущается нехватка квалифицированных педагогических кадров и младшего обслуживающего персонала.
Кроме того, в системе дошкольного образования остается проблемой улучшение материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений, создание необходимых условий для реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.
Система общего образования города Магадана направлена на повышение качества образования, отвечающего требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов и обеспечивающего подготовку образованных, культурных, конкурентоспособных, социально адаптированных выпускников.
Вместе с тем, анализ состояния городской системы образования выделяет ряд проблем:
- невысокий уровень математической подготовки учащихся общеобразовательных учреждений;
- недостаточный уровень профессионального мастерства педагогов в части подготовки обучающихся к государственной (итоговой) аттестации и их результативности во Всероссийской олимпиаде школьников;
- недостаточное соответствие кадрового ресурса требованиям инновационного развития системы образования;
- необходимо совершенствование материально-технической базы образовательных организаций в связи с переходом на Федеральные государственные образовательные стандарты, к новому содержанию и технологиям общего образования.
Основная проблема оздоровления детей на территории города Магадана связана во-первых, с его отдаленностью от центральных районов страны, куда можно добраться только авиатранспортом, что предполагает большие финансовые расходы на оплату стоимости билетов, во-вторых, сложными климатическими условиями: короткое лето, постоянные дожди, сырость, мало солнца. Все это приводит к недостатку возможности организации оздоровления детей города Магадана в летний период.
Для обеспечения необходимого уровня безопасности образовательных учреждений с 2007 года реализовывалась программа "Обеспечение безопасности образовательных учреждений города Магадана", в результате реализации программных мероприятий проводились капитальные и текущие ремонтные работы, установлена автоматическая пожарная сигнализация во всех образовательных учреждениях, выполнялись другие мероприятия.