ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 декабря 2012 года N 979-па
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2017 ГОДЫ
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 года N 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы" администрация Магаданской области постановляет:
1. Утвердить Стратегию действий в интересах детей в Магаданской области на 2012-2017 годы (приложение N 1).
2. Утвердить Сводный план первоочередных мероприятий по реализации Стратегии действий в интересах детей в Магаданской области на 2012-2017 годы (приложение N 2).
3. Органам исполнительной власти Магаданской области принять меры по реализации положений Стратегии действий в интересах детей в Магаданской области на 2012-2017 годы в части вопросов, относящихся к их компетенции.
4. Рекомендовать органам местного самоуправления использовать основные положения Стратегии действий в интересах детей в Магаданской области на 2012-2017 годы при разработке муниципальных программ по улучшению положения детей, профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
5. Признать утратившим силу постановление администрации Магаданской области от 24 февраля 2012 года N 119-па "Об утверждении плана мероприятий по повышению качества жизни детей и семей с детьми в Магаданской области на 2012-2014 годы".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя губернатора области Исаеву Т.А.
7. Настоящее постановление подлежит официальному опубликованию.
Губернатор
Магаданской области
Н.ДУДОВ
СТРАТЕГИЯ ДЕЙСТВИЙ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ В МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2012-2017 ГОДЫ
Особая забота, помощь и внимание каждому ребенку, каждой семье одно из важнейших направлений государственной политики Магаданской области. Правовой основой этой политики являются международные договоры Российской Федерации и общепризнанные нормы международного права, Конституция Российской Федерации, федеральные законы, законы Магаданской области. Целью политики является формирование комфортной среды, обеспечивающей реализацию потребностей, прав и законных интересов детей с учетом потребностей и интересов общества и государства.
В последнее десятилетие обеспечение благополучного и защищенного детства является одним из основных национальных приоритетов России и Магаданской области.
Инструментом практического решения многих вопросов в сфере детства стала реализация областных целевых программ и принятие региональных нормативных правовых актов. Проблемы детства и пути их решения нашли отражение в Стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года, Концепции демографической политики Магаданской области на 2007-2015 годы, Концепции информационной безопасности Магаданской области и других нормативных правовых актах. Введен институт уполномоченного при губернаторе Магаданской области по правам ребенка. Увеличился объем финансирования социальных расходов из областного бюджета. Итогом предпринимаемых мер стали:
- позитивные тенденции увеличения рождаемости и снижения детской смертности;
- улучшение социально-экономического положения семей с детьми, в том числе за счет снижения количества безработных и малоимущих граждан, роста доходов населения;
- снижение количества детей, совершивших преступления;
- снижение количества родителей, лишенных родительских прав;
- повышение доступности образования и медицинской помощи для детей.
Вместе с тем проблемы, связанные с созданием комфортной и доброжелательной для жизни детей среды, сохраняют свою остроту и далеки от окончательного решения. Продолжается сокращение как абсолютной, так и удельной численности детского населения. Опережающими темпами сокращается численность подростков, у подавляющей части детей дошкольного возраста и обучающихся в общеобразовательных учреждениях обнаруживаются различные заболевания и функциональные отклонения.
По информации правоохранительных органов Магаданской области не снижается количество посягательств на права детей. Ежегодно в регионе регистрируется более 100 преступлений против несовершеннолетних. С 2008 года по 2011 год в среднем 350 подростков состоит на учете в органах внутренних дел. Не сокращается число детей-инвалидов, незначительно сокращение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Остро стоят проблемы подросткового алкоголизма, наркомании и токсикомании.
Развитие высоких технологий, открытость страны мировому сообществу привели к незащищенности детей от противоправного контента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Особую опасность представляют локальные файлообменные ресурсы в силу отсутствия механизмов действенного контроля и их максимальной доступности для детей.
В самом уязвимом положении находятся дети в возрасте до трех лет, дети из многодетных и неполных семей и дети безработных родителей.
Масштабы и острота существующих проблем в сфере детства, возникающие новые вызовы, интересы будущего страны и ее безопасности настоятельно требуют от органов государственной власти Магаданской области, гражданского общества принятия неотложных мер для улучшения положения детей и их защиты.
В Российской Федерации утверждена Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы (далее - Национальная стратегия). В рамках очередного этапа социально-экономического развития страны актуальным является разработка и принятие документа на уровне региона - Стратегии действий в интересах детей в Магаданской области на 2012-2017 годы (далее - Стратегия).
Главная цель Стратегии - определить основные направления и задачи государственной политики в интересах детей и ключевые механизмы ее реализации, базирующиеся на общепризнанных принципах и нормах международного и российского права, балансе личных и общественных интересов.
1.1. Недостаточная эффективность имеющихся механизмов обеспечения и защиты прав и интересов детей, неисполнение международных стандартов в области прав ребенка.
1.2. Высокий риск бедности при рождении детей, особенно в многодетных и неполных семьях.
1.3. Распространенность семейного неблагополучия, жестокого обращения с детьми и всех форм насилия в отношении детей.
1.4. Низкая эффективность профилактической работы с неблагополучными семьями и детьми, распространенность практики лишения родительских прав и социального сиротства.
1.5. Социальная исключенность уязвимых категорий детей (дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети, находящиеся в социально опасном положении).
1.6. Риски, связанные с распространением информации, представляющей опасность для детей.
1.7. Отсутствие действенных механизмов обеспечения участия детей в общественной жизни, в решении вопросов, затрагивающих их непосредственно.
1.8. Низкий уровень информированности населения о правах ребенка, правах и обязанностях родителя (законного представителя) и субъектов образовательного процесса, социальной политике Российской Федерации и Магаданской области, системе органов и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере семьи и детства.
1.9. Недостаточность применяемых методик мониторинга в сфере семьи и детства, не обеспечивающих эффективности "обратной связи", и качество принимаемых управленческих решений.
Кроме того, при анализе региональных проблем в сфере детства и формировании механизмов их решения следует учитывать следующее:
1. Высокий уровень миграционных ожиданий населения и формирование феномена "отложенной жизни", порождающих постоянный отток населения (в том числе детей), серьезные кадровые проблемы, а также, относительно незначительный уровень социальной активности населения.
2. Дотационность областного и муниципальных бюджетов, не позволяющая Магаданской области самостоятельно решить ряд вопросов удовлетворения потребностей семьи и ребенка, в том числе развития целевой инфраструктуры.
3. Значительное неравенство между региональным центром (г. Магадан) и районами области в отношении объема и качества доступных услуг для детей и их семей, которое в настоящее время не может быть преодолено.
4. Проживание на территории области коренных малочисленных народов Севера, требующих особых подходов при формировании государственной политики в сфере семьи и детства.
5. Географические и природно-климатические особенности Магаданской области, включая размер территории, отдаленность, климат и т.п.
6. Опережающий характер деятельности органов государственной власти Магаданской области, реализующих положения Национальной стратегии в настоящее время.
2.1. Реализация основополагающего права каждого ребенка жить и воспитываться в семье.
В Магаданской области должны создаваться условия для обеспечения соблюдения прав и законных интересов ребенка в семье, своевременного выявления их нарушений и организации профилактической помощи семье и ребенку, обеспечения адресной поддержки нуждающихся в ней семей с детьми, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а при необходимости - приниматься меры по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семьи граждан.
2.2. Защита прав каждого ребенка.
В регионе должен быть сформирован комплекс мер и система межведомственного взаимодействия, обеспечивающие реагирование на нарушение прав каждого ребенка без какой-либо дискриминации, включая диагностику ситуации, планирование и принятие необходимого комплекса мер по обеспечению соблюдения прав ребенка и восстановлению нарушенных прав; правовое просвещение; предоставление реабилитационной помощи каждому ребенку, ставшему жертвой жестокого обращения или преступных посягательств.
2.3. Максимальная реализация потенциала каждого ребенка.
Необходимо создание условий для формирования достойной жизненной перспективы для каждого ребенка, его образования, воспитания и социализации, максимально возможной самореализации в социально позитивных видах деятельности.
2.4. Сбережение здоровья каждого ребенка.
В Магаданской области должны приниматься меры, направленные на формирование у семьи и детей потребности в здоровом образе жизни, всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, внедрение здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка, предоставление квалифицированной медицинской помощи в любых ситуациях.
2.5. Технологии помощи, ориентированные на развитие внутренних ресурсов семьи, удовлетворение потребностей ребенка, реализуемые при поддержке государства.
Необходимо шире внедрять эффективные технологии социальной работы, предполагающие опору на собственную активность людей, предоставление им возможности участвовать в решении своих проблем наряду со специалистами, поиск нестандартных экономических решений.
2.6. Особое внимание уязвимым категориям детей.
В регионе во всех случаях особое и достаточное внимание должно быть уделено детям, относящимся к уязвимым категориям. Необходимо разрабатывать и внедрять формы работы с такими детьми, позволяющие преодолевать их социальную исключенность и способствующие реабилитации и полноценной интеграции в общество.
2.7. Обеспечение профессионализма и высокой квалификации при работе с каждым ребенком и его семьей.
Формирование и реализация политики в области детства должны основываться на использовании последних достижений науки, современных технологий, в том числе в социальной сфере. Необходимо обеспечить условия для качественной подготовки и регулярного повышения квалификации кадров во всех отраслях, так или иначе связанных с работой с детьми и их семьями.
2.8. Партнерство во имя ребенка.
Политика в области детства должна опираться на технологии социального партнерства, общественно-профессиональную экспертизу, реализовываться с участием бизнес-сообщества посредством привлечения общественных организаций и международных партнеров к решению актуальных проблем, связанных с обеспечением и защитой прав и интересов детей. Необходимо принимать меры, направленные на формирование открытого рынка социальных услуг, создание системы общественного контроля в сфере обеспечения и защиты прав детей.
Стратегия разработана на период до 2017 года и призвана обеспечить достижение существующих международных стандартов в области прав ребенка, формирование единого подхода органов государственной власти Магаданской области, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества и граждан к определению целей, задач, направлений деятельности и первоочередных мер по решению наиболее актуальных проблем детства.
Стратегия разработана с учетом Национальной стратегии и Стратегии Совета Европы по защите прав ребенка на 2012-2015 годы.
Реализацию Стратегии предусматривается осуществлять по следующим основным направлениям: семейная политика; образование и воспитание; здравоохранение и здоровый образ жизни; равные возможности для детей, нуждающихся в особой заботе государства; обеспечение безопасности, профилактика правонарушений, создание системы защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия; дети - участники реализации Стратегии.
С учетом особенностей региона наиболее эффективным механизмом решения проблем детства является максимальная концентрация ресурсов, направленных на создание служб помощи семье и ребенку, осуществляющих деятельность на основе работы мобильных групп высококвалифицированных специалистов в районах области. Необходимым условием реализации такой практики является формирование действенной системы раннего выявления семейного и детского неблагополучия.
В результате осуществления мероприятий по реализации демографической политики на территории Магаданской области с 2009 года отмечается незначительное улучшение показателей естественного движения населения. Естественная убыль населения в расчете на 1 тыс. человек населения уменьшилась с 1,5 промилле в 2010 году до 1,4 в 2011 году (среднероссийский показатель 0,9 промилле). Всего на территории области по состоянию на 01.01.2012 проживало 154,5 тыс. человек.
В 2011 году улучшился показатель рождаемости в расчете на 1 тыс. человек населения с 11,5 до 11,6 промилле (всего родилось 1 800 детей). Однако он остается ниже показателей в среднем по Российской Федерации и по ДФО (12,6 и 13,2 соответственно).
Несмотря на наблюдающуюся в последние годы стабилизацию рождаемости, число детей в возрасте до 17 лет сократилось за 5 лет с 33,8 тыс. в 2007 году до 29,4 тыс. в 2011 году.
Вследствие оттока преимущественно трудоспособного населения ухудшается возрастная структура населения, происходит постепенное старение населения области.
В 2011 году среднемесячная заработная плата составила 41 934 рубля и увеличилась в 2,4 раза против 17 747 рублей в 2006 году, обеспечив, с учетом показателей инфляции, реальный рост доходов населения. В тоже время для многодетных и неполных семей продолжают оставаться характерными максимальные риски бедности. Численность семей с детьми, имеющих среднедушевой доход ниже прожиточного минимума и получающих меры социальной поддержки, на протяжении ряда лет остается стабильной.