ГУБЕРНАТОР ПРИМОРСКОГО КРАЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 сентября 1996 года N 500

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ И ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ ДО 2005 ГОДА"


В целях стимулирования дальнейшего развития внутреннего и международного туризма в Приморском крае, формирования современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса постановляю:

1. Утвердить Концепцию развития туризма в Приморском крае и целевую программу "Развитие туризма в Приморском крае до 2005 года" (прилагаются).

2. Определить заказчиком целевой программы "Развитие туризма в Приморском крае до 2005 года" комитет по туризму администрации края (Берестовой).

Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора края Стегния В.А.


И.о. губернатора края
В.ДУБИНИН





Утверждено
постановлением
губернатора края
от 13.09.1996 N 500

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ПРИМОРСКОМ КРАЕ


 1. Анализ состояния туристической отрасли в Приморском крае и основные проблемы развития


На мировой арене туризм вышел на первое место в торговле услугами. А в ряде стран Северной Америки, Европы, Малой Азии и Азиатско - Тихоокеанского региона он превратился в солидную статью национального дохода и прибыли (от 13 до 40 процентов). В странах, ориентированных на развитие туризма, валютные поступления от данной отрасли составляют от 10 до 35 процентов от суммы всего экспорта. При этом развитие туризма в мире характеризуется высочайшими темпами: до 20 процентов ежедневного роста объемов.

В Приморском крае туризм - одна из немногих отраслей экономики, которая при общем экономическом спаде вполне динамично развивается. Так, в 1995 году оказано туристических услуг на 84 млрд. рублей, что составило примерно 150 процентов против 1994 года. Было обслужено 46 тысяч иностранных туристов, из Приморского края выехало 206 тыс. российских туристов. В настоящее время Приморский края занимает 4 место в России по предоставлению туристических услуг (после городов Москва, Санкт - Петербург и Краснодарского края).

Край располагает значительными рекреационными ресурсами. Во-первых, это экзотические природные комплексы, необходимые для организации маршрутного туризма. Имеющаяся минерально - сырьевая база предоставляет большие возможности для развития санаторно - курортной отрасли. В крае находятся единственные на Дальнем Востоке пляжи у теплого моря, продолжительность купального сезона составляет 75 и более дней, а их протяженность не менее 500 км. Культура, искусство, история и этнография Приморского края представляют привлекательный с точки зрения туризма ресурс, к которому может быть проявлен высокий интерес.

Приграничное положение и незамерзающие морские порты создают благоприятные условия для сотрудничества в сфере туризма со странами Азиатско - Тихоокеанского региона.

Наряду с перечисленными благоприятными экономико - географическими условиями отрасль туризма Приморского края испытывает давление и негативных факторов.

Ухудшение социально - экономической ситуации в стране и в регионе привело к тому, что туристское и экскурсионное обслуживание местного населения практически свелось к нулю. Значительно сократилось число организованных маршрутов на территории Приморского края. Не действуют в настоящее время некогда популярные морские, теплоходные и катерные маршруты, "поезда здоровья". Из экскурсий по краю сохранились лишь автобусные экскурсии по Владивостоку, которые осуществляются крайне нерегулярно.

В настоящее время существенно сменились ценностные критерии рекреационного спроса населения края. Стал развиваться нерегулируемый туризм по индивидуальным маршрутам.

В последнее время интенсивное развитие получил иностранный туризм, но соотношение въездного и выездного туризма имеет явный дисбаланс, примерно 1 к 5. Иностранных туристов, посещающих Приморский край, можно отнести к следующим категориям:

китайские туристы, приезжающие с коммерческими целями и в поисках работы - 83 процента;

туристы из Японии, навещающие могилы, бизнес - туристы и любители зарубежных путешествий - 9 процентов;

туристы из США с бизнес - и туристическими целями - 4 процента;

туристы из различных стран (всего 33 страны в 1995 году) - 4 процента;

в том числе туристы из других регионов России и стран СНГ - менее 0.1 процента.

Согласно "Всемирному статистическому ежегоднику", выпускаемому ООН, доходы от международного туризма в расчете на одного туриста составляют (в долларах США): Республика Корея - 1013 долларов, США - 1206 долларов, Китай - 239 долларов, Япония - 1706 долларов, Таиланд - 940 долларов.

Фактически потребление услуг иностранными туристами, посещающими Приморский край, колеблется от 500 до 1000 долларов США в зависимости от продолжительности тура и уровня предоставляемого сервиса. На сегодняшний день иностранному туристу предлагается незначительный перечень туристических и развлекательных услуг, включающий проживание в гостинице или в семье в окрестностях, питание, городские экскурсии (г. Владивосток), туры в ближайшие города, походно - приключенческие туры, включающие Дальневосточный регион и Сибирь, приобретение сувениров.

Основным негативным фактором, препятствующим интенсивному развитию иностранного туризма, является завышенная стоимость гостиничных услуг (от 50 процентов до 100 процентов) и низкое качество организации объектов туристской привлекательности.

По расчетам НИИ "Фудзи Сого Кэнкюсе" (Япония) было предположено, что если Приморский края проведет подготовку к приему туристов на том же уровне, что и Далянь в Китае, то число только японских туристов вырастет в 1.7 раза по сравнению с нынешним уровнем, дополнительный доход от приема которых составит 2 млн. долларов и более.

Туристическая отрасль края в настоящее время располагает достаточно развитой инфраструктурой, которая представлена частично предприятиями, давно работающими на рынке услуг. Но большинство вновь образованных предприятий обладают крайне низким рабочим потенциалом. В настоящее время около 200 туристских предприятий имеют лицензии на международную туристическую деятельность. Однако они занимаются в основном коммерческим туризмом, организация которого не требует наличия капитальной материальной базы, или же выступают в качестве турагентов, т. е. перепродают уже готовый турпродукт.

Кроме того, некоторые крупные гостиницы г. Владивостока - "Амурский залив", "Гавань", "Акфес-Сейо" - имеют туристические центры, а гостиницы "Версаль", "Влад Мотор Инн" обладают значительным потенциалом для приема иностранных туристов. Но в целом материальная база туризма используется крайне неэффективно, турбазы "Тихий океан" и "Лазурный берег" требуют расширения и реконструкции.

Приморский край характеризуется специфическими особенностями рекреационно - туристического потенциала. Прежде всего это наличие значительных пространственных разрывов между районами локализации основных отраслеформирующих ресурсов, что сказывается на снижении спроса на маршрутные туры и организованный отдых в отдельных районах Приморского края. В то же время данное обстоятельство указывает на ориентацию узкоотраслевого развития ресурсных районов, т. е. на необходимость формирования специализированных комплексов (или центров) туризма и отдыха.

К основным трудностям и проблемам туризма и рекреации можно отнести:

отсутствие профессионально поставленных кадров. Всего на 1.01.96 в сфере туристическо - экскурсионной отрасли было занято 1060 человек, из них 500 с высшим образованием, и только 36 - со специальным;

отсутствие общероссийской системы нормативных и законодательных актов, стандартов, правил и др., соответствующих (или хотя бы не противоречащих) международным;

недостаточное осознание федеральными структурами социально - экономического значения туризма для активизации процессов экономического развития края, роста занятости и повышения жизненного уровня населения, развития номенклатуры услуг, увеличения налоговых поступлений в бюджет, привлечения отечественных и зарубежных инвестиций в сферу торговли услугами вообще и туристскими в частности, вовлечения в хозяйственный оборот возобновляемых природных ресурсов;

слабая экономическая поддержка федеральным, региональным, муниципальным и предпринимательским капиталом (в данном случае могут быть использованы самые разные формы поддержки: техническая помощь, налоговые льготы, снижение пошлин, целевое использование средств, поступающих в бюджет от предприятий туристско - экскурсионной отрасли; предоставление скидок на рекламу и пропаганду туризма);

недостаточное влияние координирующей деятельности территориальных органов управления на курортно - рекреационную и туристическую отрасли в удовлетворении нормативного минимума спроса населения на рекреационно - туристские услуги.

Преодоление этих негативных тенденций предполагает активизацию государственной политики в сфере туризма, создание правовых, организационных и экономических основ формирования в Приморском крае современной, конкурентоспособной индустрии туризма.

С целью создания в Приморском крае современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах и значительный вклад в развитие народного хозяйства края, в ближайшее время необходимо решить следующий комплекс задач, имеющих региональное значение:

создание современного туристического рынка на основе развития здоровой конкуренции, создания корпоративных связей между туристскими организациями;

формирование современной нормативно - правовой базы развития туризма;

создание условий для приоритетного развития внутреннего и въездного туризма;

обеспечение развития социального туризма в Приморским крае;

стимулирование развития отечественного предпринимательства;

развитие международного сотрудничества в области туризма;

стимулирование развития материальной базы путем привлечения инвестиций для реконструкции и нового строительства туристских объектов;

совершенствование системы информационного обеспечения индустрии туризма, проведение активной рекламной деятельности;

создание современной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристских кадров;

развитие отраслевой науки, осуществление научных исследований в сфере туризма.


 2. Возможные сценарии развития


Противоречивость современного положения туризма в Приморском крае заключается в том, что отрасль, обладая колоссальным туристским и рекреационным потенциалом и повышенной экономической значимостью, в сложившихся условиях экономической реформы не имеет столь мощной, как прежде, государственной поддержки и не вписывается в рамки новой инвестиционной политики.

При дальнейшем сохранении к туристической и рекреационной отрасли сложившегося подхода в новой экономической политике края наиболее вероятен сценарий инвестиционного развития, связанный в основном с внутриотраслевыми резервами и инерционностью происходящих процессов.

В данном сценарии социально - экономического развития туризма следует ожидать, что уже в ближайшие годы произойдет:

политика ужесточения таможенных пошлин и налоговых сборов приведет к значительному снижению доходов от коммерческого туризма, а в дальнейшем и прекращению деятельности многих туристических предприятий, занимающихся этим видом туризма;

дальнейшая деградация материальной базы туризма;

значительное снижение объемов туристского обслуживания жителей края и Дальневосточного региона;

полное исключение из сферы туризма социально незащищенных групп населения;

экономическая экспансия зарубежных предпринимателей с целью эксплуатации рекреационных ресурсов региона;

ухудшение геополитического положения края с точки зрения туризма в бурно развивающемся Азиатско - Тихоокеанском регионе.

Альтернативным приведенному выше является сценарий регулируемого развития туризма в Приморском крае, который исходит из концептуального положения о том, что социально - экономические интересы края не позволяют применять к туристической и рекреационной отрасли инерционный подход. Экономическая политика края в отношении туризма должна строиться на принципах, в соответствии с которыми рыночные преобразования и децентрализация управления не означают отказа в государственной и региональной поддержке экономически и социально значимой отрасли.

Данный сценарий предполагает ускоренную разработку и последующую реализацию на региональном уровне целевой программы "Развитие туризма в Приморском крае до 2005 года", направленной на создание современной высокоэффективной и конкурентоспособной отрасли туризма.

Результатом реализации программы должны стать: формирование современного туристического рынка в Приморье, увеличение валютных поступлений, стимулирование развития отдельных секторов экономики, строительства, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, производство товаров народного потребления, образование новых рабочих мест в сфере туризма и сопряженных отраслях, сохранение и возрождение объектов культурного и природного наследия, удовлетворение потребностей населения в активном и полноценном отдыхе.


 3. Стратегия и этапы развития туризма в Приморском крае


Стратегия развития туризма в Приморском крае исходит из следующих основных предпосылок:

1. Приморскому краю в рекреационной системе Дальнего Востока и Забайкалья отводится роль региональной зоны отдыха. Рекреационно - туристский потенциал края способен обеспечивать потребности жителей региона и края в полноценном отдыхе и туризме.

2. Экономико - географическое положение, в том числе пригранично - приморское расположение, благоприятствует развитию внешнеэкономических связей в области туризма со странами Азиатско - Тихоокеанского региона. Этот же фактор может стать компенсирующим в ситуации удаленности от российских туристических рынков и повышенных транспортных пассажирских и грузовых тарифов.

При разработке стратегии территориального развития туризма в Приморском крае учитывались основные направления социально - экономического развития Дальнего Востока и в том числе Приморского края на основании материалов федеральной целевой программы "Дальний Восток".

При активизации внешнеэкономической деятельности и решении вопроса о придании особого статуса приграничным административным образованиях в части организации приграничной торговли, создании свободных экономических зон и совершенствовании процедур приграничного, таможенного и миграционного контроля увеличится поток въездного туризма, связанного с деловыми поездками, торговыми операциями, изучением рынка сбыта и т. д., что предопределит развитие гостиничного сервиса и индустрии гостеприимства, включающей в себя и производства по изготовлению сувениров и средств фармакологии, перерабатывающие предприятия.

При дальнейшем развитии торговых связей с КНР и достижении проектной мощности пограничных с КНР пунктов пропуска "Сосновая Падь", "Полтавка", "Пограничный" и др. особое значение приобретет Суйфунско - Приханкайский туристский район.

В случае реализации проекта Туманган появляется наибольшая вероятность строительства туристского центра в Южно - Хасанском туристско - рекреационном районе с организованными одно - двухдневными маршрутами. Здесь лучшие в Приморье пляжи с белым песком, самый длительный пляжно - купальный период - 115 дней, богатейшая флора и фауна в бухте Новгородской, уникальные места перелета и гнездования птиц, рядом Дальневосточный морской заповедник. Зимой здесь возможна организация спортивно - промысловых видов туризма (подледный лов). Существенным фактором перспективного развития сферы туризма в районе должны стать имеющиеся пункты пропуска в Краскино, Зарубино, Славянке, в перспективе - пункт в Посьете.

Владивостокская туристская зона должна стать центром туризма в крае. В краевой центре реально создание высококлассного гостиничного комплекса. Первоочередной мерой является доведение имеющейся инфрастуктуры индустрии гостеприимства до уровня мировых стандартов. Владивостокская курортно - рекреационная система, специализирующаяся в настоящее время на лечебно - оздоровительном обслуживании, в будущем возьмет на себя также функции организатора летнего массового отдыха, очень популярного на Западе "пляжного" туризма и некоторых видов зимнего массового отдыха.

Развитие транспортной инфрастуктуры должно способствовать реорганизации и развитию рекреационно - туристских комплексов в Южном Приморье, особенно в городах - портах. При этом весьма благоприятной оказывается привязка всего Западно - Сихотэ - Алинского рекреационного района к основным транспортным магистралям, обеспечивающим удобную связь с массовым потребителем туристских услуг. Может заметно повыситься его роль в субрегиональной специализации и как района лечебно - восстановительной рекреации. Здесь достаточно перспективными могут стать специализированные сервисные комплексы линейного типа, объединяющие предприятия туризма, автообслуживания, питания, торговли, организованные в районных центрах и узловых железнодорожных станциях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»