ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 декабря 1997 года N 507
О КРАЕВОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ"
В связи с обострением проблемы питьевого водообеспечения населения Приморского края и в целях реализации мер по улучшению и развитию систем централизованного водоснабжения в крае постановляю:
1. Утвердить прилагаемую краевую целевую программу "Обеспечение населения Приморского края питьевой водой" (далее именуется - программа).
2. Возложить выполнение функций государственного заказчика программы на комитет по архитектуре и капитальному строительству администрации края.
3. Комитету экономики и планирования администрации края (Паринова) и финансовому управлению администрации края (Австерова) при формировании проектов краевой инвестиционной программы и краевого бюджета на 1998 год и последующие годы предусматривать в установленном порядке выделение средств из краевого бюджета для осуществления мероприятий вышеназванной программы.
4. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-губернатора края Бельчука И. Л.
КРАЕВАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА "ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ ПИТЬЕВОЙ ВОДОЙ"
Наименование программы:
краевая целевая программа "Обеспечение населения Приморского края питьевой водой"
Основание для разработки программы:
постановление администрации Приморского края от 16 июня 1994 года N 288 "Обеспечение населения Приморского края питьевой водой";
техническое задание на разработку программы, утвержденное первым вице - губернатором края Дубининым В. С. 27 июля 1995 г.;
договор от 27 июля 1995 года N 4-95 между администрацией края (комитет по природным ресурсам администрации края) и Дальневосточным филиалом Российского НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов о разработке целевой территориальной программы "Обеспечение населения Приморского края питьевой водой"
Государственный заказчик:
администрация Приморского края
Основные разработчики программы:
головной разработчик
Дальневосточный филиал Российского НИИ комплексного использования и охраны водных ресурсов (ДВФ РосНИИВХ, г. Владивосток)
соисполнители
открытое акционерное общество "Приморгражданпроект",
комитет по геологии и использованию недр Приморского края, дальневосточный отдел научно - исследовательского и конструкторско - технологического института водоснабжения, канализации, гидро - технических сооружений и инженерной гидрогеологии (ДВО НИИ ВОДГЕО)
Цели и задачи программы:
Оценить состояние водных ресурсов и водообеспеченности существующих и перспективных зон развития питьевого водоснабжения в Приморском крае.
Дать анализ современного состояния питьевого водоснабжения в крае (системы водообеспечения и водоподготовки).
Составить кадастр источников и объектов водообеспечения населения края.
Разработать концепцию устойчивого и экологически безопасного развития питьевого водоснабжения населения Приморского края.
Исходя из разработанной и утвержденной концепции, ориентируясь на другие перспективные социально - экономические и экологические программы края и используя ранее выполненные схемы, генеральные планы, технико - экономические обоснования, материалы проектных, изыскательских и научно - исследовательских работ, а также представленные администрациями края и муниципальных образований материалы о современном состоянии систем водоснабжения в крае, в программе представить:
перечень, физические объемы и стоимость технических мероприятий;
потребность в материально - технических и трудовых ресурсах;
очередность выполнения работ по реализации программы;
организацию системы управления реализацией программных мероприятий;
источники финансирования;
предложения по техническим исполнителям работ;
экономическую и социальную эффективность программных мероприятий;
рекомендации по эксплуатации систем водоснабжения, организации водоучета и экономии воды, мониторинга за состоянием источников питьевого водоснабжения.
Важнейшие целевые показатели:
Повышение качества подаваемой населению воды путем технического перевооружения систем водоснабжения, внедрения прогрессивных технологий водоподготовки и совершенствования систем подачи и распределения питьевой воды.
Обоснование удельных норм водопотребления с целью сокращения капитальных вложений на создание новых водоисточников, систем водоподготовки и транспортировки питьевой воды.
Обеспечение городов и районных центров резервом питьевой воды на случай возникновения чрезвычайных ситуаций.
Доведение к 2005 году использования подземных источников в общем объеме питьевого водоснабжения по I, IV и VIII водохозяйственным комплексам до 40 - 50 процентов.
Доведение мощности системы водоснабжения, протяженности водоводов и сетей до уровня, обеспечивающего бесперебойность и высокое качество обслуживания потребителей.
Восстановление, охрана и рациональное использование водных объектов.
Этапы и сроки реализации программы:
I этап - 1998 - 2000 гг. (первоочередные мероприятия)
II этап - 2001 - 2005 гг.
III этап - 2006 - 2010 гг.
Объемы и источники финансирования:
Общие затраты за счет всех источников финансирования - 3262.9 млн. руб. (в ценах 1991 г.), в том числе:
федеральный бюджет - 489.44 млн. руб.;
краевой бюджет - 652.58 млн. руб.;
местные бюджеты - 489.44 млн. руб.;
внебюджетные средства - 978.90 млн. руб.;
кредиты - 652.58 млн. руб.
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
Повышение уровня жизнеобеспечения и снижение заболеваемости населения за счет бесперебойного снабжения населения края качественной и в достаточном количестве питьевой водой, соответствующей ГОСТу 2874-82 "Вода питьевая".
Сокращение удельного водопотребления для населения, проживающего в секторе централизованного водоснабжения, оборудованного водопроводом и канализацией, за счет повышения технологической и санитарной надежности последних.
Обеспечение значимого годового экономического эффекта от снижения нерациональных расходов и утечек питьевой воды.
Восстановление и охрана водных объектов - источников хозяйственно - питьевого водоснабжения.
Реализация программы и контроль за ходом ее выполнения:
Реализация программы осуществляется на основе контрактов (договоров) между администрацией края (комитетом по архитектуре и капитальному строительству администрации края) и исполнителями программных мероприятий. Контроль за ходом выполнения программы осуществляют: департамент по жилищно - коммунальному хозяйству и топливным ресурсам администрации края, комитет экономики и планирования администрации края, финансовое управление администрации края, комитет по природным ресурсам администрации края, комитет по водному хозяйству Приморского края, центр государственного санитарно - эпидемиологического надзора в Приморском крае и другие уполномоченные государственные органы.
Приморский край, располагаясь в самой отдаленной юго-восточной части территории России, занимает важнейшее место в народнохозяйственном комплексе Дальнего Востока. Это определяется природными, социально - экономическими, политическими факторами и историческими традициями. На территории, которая составляет всего 3.2 процента Дальневосточного региона, сосредоточено 29 процентов населения и более 30 процентов основных промышленно - производственных фондов, производится около 30 процентов промышленной и сельскохозяйственной продукции. На долю края приходится 24 процента всей посевной площади региона.
Велико транспортное и стратегическое значение края. Сюда тяготеют основные транспортно - экономические связи страны, что в первую очередь объясняется размещением в крае крупнейших российских портов. Владивосток, Находка, Восточный - порты круглогодичного действия. Здесь также расположены крупные предприятия военно - промышленного комплекса, базируются подразделения Министерства обороны, Военно - Морского Флота и пограничных войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации.
Приморье является идеальным связующим звеном мирового рынка и способно привлечь в экономику России значительные иностранные капиталы.
Несмотря на большое значение Приморского края в системе производственных и стратегических интересов России, по степени решения основных социальных задач он существенно отстает от среднего российского уровня. Особенно велико отставание в сфере коммунальных услуг, в первую очередь - обеспечения населения качественной питьевой водой.
В ряде районов и городов проблема питьевого водоснабжения приобретает кризисный характер как по причине дефицита водных ресурсов из-за неравномерного распределения поверхностного стока по территории и сезонам года и периодической десятилетней цикличности маловодных лет, удаленности подземных источников от потребителей (что технически решается глубоким регулированием поверхностных вод и транспортировкой подземных), так и по причине антропогенного загрязнения источников питьевого водоснабжения и ухудшения качества воды в водохранилищах питьевого назначения.
Тревожным и недопустимым является то, что на фоне усиливающегося антропогенного загрязнения источников питьевого водоснабжения, очистке подвергаются лишь около 50 процентов забираемой воды для хозяйственно - питьевых нужд; до 60 процентов сельского населения пользуется водой без какой-либо предварительной очистки; 75 процентов сел и поселков края не имеют централизованного водоснабжения с водоподготовкой, а около 10 процентов из них пользуются привозной водой. Ни один город и районный центр, где сосредоточено основное население, не имеет резерва питьевой воды на случай чрезвычайного положения. Износ сетей и водопроводных сооружений по краю составляет 60 - 100 процентов.
Ежегодный прямой ущерб народному хозяйству края от неудовлетворительного состояния поверхностных водоисточников, вызванного антропогенным загрязнением последних, составляет 50 - 80 млрд. руб., а ущерб от недостаточного развития систем водоснабжения - 230 - 250 млрд. руб.
В последние годы в связи с традиционно сложившимся остаточным принципом финансирования в сфере коммунальных услуг проблема водоснабжения в крае крайне обострилась и требует безотлагательного ее решения.
Основной целью программы является обеспечение конституционного права граждан на жизнь в благоприятной окружающей среде в условиях полного удовлетворения потребности населения в качественной питьевой воде, закрепленного Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 года N 236 "О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития".