Действующий

ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА 1999 - 2003 ГОДЫ

10.1. Топливно - энергетический комплекс


Проблемы топливо- и энергоснабжения являются наиболее важными и острыми для края.

Базой для их решения должны стать "Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года", утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года N 472, а также "Энергетическая стратегия России", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 года N 1006, Федеральная целевая программа "Топливо и энергия" на 1996 - 2000 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 года N 263, подпрограмма развития топливно - энергетического комплекса в составе Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 480.

Однако, по причине крайне неудовлетворительного выполнения названных решение, в основном из-за невыделения финансовых ресурсов из федерального бюджета, необходимых для реализации федеральных целевых программ, не удалось стабилизировать обстановку в топливно - энергетическом комплексе.

Резкое, почти в 2 раза, сокращение собственной добычи угля в края в 1997 году по сравнению с 1987 годом, когда был достигнут максимальный уровень добычи, срыв поставок топлива из других регионов, неудовлетворительное финансовое положение в основном из-за неплатежей создают ежегодно непокрываемый дефицит энергоресурсов и угрозу остановки большого количества предприятий, особенно в осенне - зимний период.

Топливоснабжение края будет зависеть прежде всего от увеличения добычи угля местного производства. Это повысит энергетическую независимость края, расширит возможности большей адаптации топливно - энергетического комплекса к изменяющимся внешним условиям и, в совокупности с определенной долей привозного топлива, обеспечит достаточно высокий уровень надежности топливоснабжения потребителей.

В настоящее время в крае разрабатываются два каменноугольных бассейна (Партизанский и Раздольненский) и семь буроугольных месторождений, в эксплуатации находятся девять шахт и шесть разрезов суммарной мощностью 11.6 млн. тонн угля в год. Потребность края в угольном топливе в ближайшие годы (1999 - 2000) составит 15.8 - 16.1 млн. тонн в год.

В угольной промышленности края проводится структурная перестройка, цель которой - повышение эффективности производства за счет оптимизации производственного потенциала наиболее работоспособных угледобывающих предприятий и ликвидации высокозатратных и неперспективных шахт и разрезов, сокращение доли привозного угля.

Однако закрытие шахт должно осуществляться только по мере создания новых рабочих мест и наращивания добычи углей на разрезах и участках открытых работ.

Несмотря на оптимистическую оценку открывающейся перспективы добычи нефти и газа на шельфе о. Сахалин, уголь до 2005 года по-прежнему будет занимать в топливном балансе края доминирующую роль.

Для реализации стратегических задач развития угольной отрасли края инвестиционные ресурсы должны быть направлены на:

реконструкцию горных работ и транспортных схем на разрезах "Лучегорский N 1" и "Павловский N 2";

завершение работ по строительству разреза "Лучегорский N 2" и доведение его мощности в 2000 году до 1500 тыс. тонн, а в более отдаленной перспективе - до 4000 тыс. тонн в год;

строительство на площадях месторождений с наиболее благоприятными горно - геологическими условиями локальных участков открытых работ;

выполнение работ по реконструкции и техническому перевооружению четырех оставшихся "стабильных" шахт и шахтоуправлений (открытых акционерных обществ (далее именуется ОАО) "Шахтоуправление имени Артема", "Шахтоуправление "Нагорное", "Шахтоуправление "Тавричанское" и "Шахта "Амурская");

создание новых рабочих мест и вывод из эксплуатации высокоубыточных (нерентабельных) шахт и разрезов.

Учитывая, что в перечисленном комплексе инвестиционных мероприятий затраты на диверсификацию производства и создание новых рабочих мест, на социальную защиту высвобождаемых работников неперспективных угледобывающих предприятий и ликвидацию этих предприятий значительны и их удельный вес составляет почти 2/3 от общего объема капитальных вложений, требующихся на развитие угольной отрасли, необходимо срочное утверждение на уровне Правительства Российской Федерации региональной программы реструктуризации угольной промышленности края с определением конкретных мер государственной поддержки и реальных источников финансирования.

В ближайшей перспективе основой теплоснабжения и энергоснабжения в крае останутся действующие, строящиеся и реконструируемые ТЭЦ и ГРЭС (Артемовская ТЭЦ, Владивостокская ТЭЦ-2, Партизанская ГРЭС, Приморская ГРЭС, Уссурийская ТЭЦ). Поэтому инвестиционные ресурсы должны быть направлены в первую очередь на замену выработавшего свой ресурс оборудования на более экономичное и экологически чистое оборудование, на завершение строительства и ввод мощностей названных энергетических объектов, а также необходимых для передачи электрической энергии линий электропередач и подстанций.

Необходимо уделить особое внимание реализации потенциала энергосбережения. Это обусловлено тем, что удельные капитальные вложения на экономию 1 тонны условного топлива будут в среднем в 5 раз ниже затрат на производство этой единицы топлива. Основной эффект в сбережении должен быть достигнут в теплоснабжении, транспорте, коммунально - бытовой сфере, на энергоемких предприятиях.

Администрация края добивается в Правительстве Российской Федерации решения вопроса о включении энергосистемы края в единый российский оптовый рынок энергии, что привело бы к снижению тарифов на электрическую и тепловую энергию.

Принимая во внимание дефицитность топлива, для решения в основном локальных проблем обеспечения потребителей электроэнергией инвестиционные ресурсы необходимо направить также на строительство малых ГЭС новых прогрессивных конструкций, на создание энергоустановок, использующих ветровую и солнечную энергию.

Реализация инвестиционной программы в топливно - энергетическом комплексе, учитывая большую капиталоемкость выполнения мероприятий для стабилизации обстановки в отрасли, возможна только при условии выделения из федерального бюджета и внебюджетных источников необходимых финансовых ресурсов и осуществления других мер государственной поддержки в соответствии с утвержденными федеральными целевыми программами.