Основной задачей в области привлечения в край иностранных инвестиций на период 1999 - 2003 годы является рост объемов притока иностранного капитала как источника, способствующего осуществлению структурной перестройки и конверсии оборонных отраслей, решению проблем реконструкции действующих производств, модернизации парка технологического оборудования, освоению новых месторождений полезных ископаемых, развитию инфраструктуры, созданию новых рабочих мест.
В результате проводимой администрацией края работы по привлечению иностранных инвестиций объем накопленных прямых инвестиций на 1 января 1998 года на душу населения превысил аналогичный показатель по России более чем в 2 раза.
К концу 1997 года 85% всех поступивших в край долларовых инвестиций были сделаны компаниями пяти стран:
США (44.1% - 107.4 млн. долл.), Сингапура (13.1% - 31.9 млн. долл.), Японии (12.2% - 29.7 млн. долл.), Швейцарии (7.9% - 19.1 млн. долл.), Австрии (7.7% - 18.6 млн. долл.).
Наиболее значительные инвестиции в Приморский край направлены в промышленность, транспорт, связь, коммерческую деятельность. Так, на долю этих отраслей приходится 86.9% (213.4 млн. долл.) всех накопленных в крае долларовых инвестиций. Рублевые инвестиции были направлены, в основном, в промышленность и коммерческую деятельность - 91.2% всех накопленных к началу 1998 года рублевых инвестиций (578.6 млрд. рублей).
Главной задачей в сфере привлечения прямых иностранных инвестиций в 1999 - 2003 годах будет являться создание благоприятного инвестиционного климата с целью кардинального увеличения объемов иностранных инвестиций в экономику Приморского края. Для улучшения ситуации с привлечением инвестиций необходимо проведение активной работы по совершенствованию законодательной базы в сфере привлечения иностранных инвестиций, в том числе принятие в ближайшее время основополагающих законодательных актов, таких как:
"О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", "О перечне отраслей производств, видов деятельности и территорий, в которых запрещается или ограничивается деятельность иностранных инвесторов";
"О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона "О соглашениях о разделе продукции", "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами", "О свободных экономических зонах", "О внесении дополнений в Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе", Закона Приморского края "О гарантиях частных инвестиций".
Частью законодательного улучшения инвестиционного климата края станет принятие актов краевого и (или) федерального уровня о создании зон свободного предпринимательства в депрессивных районах, в том числе на свободных площадях, с подготовленной инфраструктурой и предоставлением налоговых и иных льгот участникам.
Особое внимание будет направлено на создание благоприятных условий для предприятий, выпускающих импортозамещающие товары, а также на разработку комплекса мероприятий, препятствующих оттоку капитала с территории края.
Привлечению иностранных инвестиций будет способствовать разработка концепций и программ, в том числе:
"Концепция программы развития свободных экономических зон в Приморском крае". Программа должна предусматривать максимальное использование научно - технического, производственного и кадрового потенциала Приморского края; создание механизма финансовой и экономической поддержки развития экономики края за счет привлечения инвесторов на отдельные участки территории Приморского края; получение федеральной поддержки в реализации Программы;
"Комплексная программа развития экспорта в Приморском крае". Основной целью программы будет являться формирование организационно - правовых и экономических механизмов по встраиванию народного хозяйства края в разрабатываемую федеральными органами новую эффективную модель участия России в международном разделении труда.
Важным методом стимулирования привлечения иностранных инвестиций в экономику края должна стать работа по формированию устойчивого положительного имиджа края.
Эта работа направлена, прежде всего, на привлечение крупного иностранного капитала и возвращение части российского, вывезенного ранее за границу. Основными элементами этой работы являются проведение в крае представительных международных мероприятий (инвестиционных форумов, конференций, переговоров), публикация в популярных изданиях статей об инвестиционных возможностях края.
В частности, 27 - 30 мая 1998 года в городе Владивостоке проводился Международный инвестиционный форум, на который было представлено 96 проектов (приложение 3).
Важным направлением деятельности администрации края становится использование возможностей международных инвестиционных фондов и программ, для чего необходимо:
продолжить участие в работе международных организаций и фондов;
развивать договорные основы участия администрации края в инвестиционном сотрудничестве, в частности, в подготовке и подписании соглашений, в том числе с международными финансовыми институтами и организациями;
осуществить подготовительную работу по использованию таких форм привлечения иностранных инвестиций, как концессионные договоры, инвестиционные соглашения с иностранными фирмами, кредиты поставщиков оборудования в рамках компенсационных соглашений, в том числе на основе Закона Российской Федерации о разделе продукции;
рассмотреть вопрос о создании на территории края свободных экономических зон, зон свободной торговли, так называемых свободных таможенных складов для ввоза современных технологий и оборудования на цели перехода к глубокой переработке природных ресурсов в крае;
разработать механизм предоставления совместных гарантий иностранными и отечественными коммерческими банками и администрацией края на основе предложенной Правительством США программы "Региональная инвестиционная инициатива на Российском Дальнем Востоке".