Действующий

ОБ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЕ ПРИМОРСКОГО КРАЯ НА 1999 - 2003 ГОДЫ


3. Основные положения и задачи инвестиционной программы на 1999 - 2003 годы


Инвестиционная программа Приморского края на 1999 - 2003 годы подготовлена комитетом экономики и планирования администрации Приморского края на основе выполненных им прогнозно - аналитических разработок, анализа хода выполнения федеральных и региональных отраслевых программ, предложений департаментов, комитетов, отделов и управлений администрации края, предложений финансово - промышленной группы "Дальний Восток" и других предприятий и организаций.

Основанием для разработки указанной программы служит распоряжение губернатора края от 24 июля 1998 года N 871-р "О подготовке инвестиционной программы Приморского края на 1999 - 2003 годы".

Программа направлена на обеспечение максимально возможного привлечения инвестиций в экономику Приморского края, определение приоритетных направлений по использованию инвестиций в хозяйственных комплексах Приморского края, оптимизацию воспроизводственного процесса обновления основных фондов в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, связи и социальной сфере.

Создание благоприятного инвестиционного климата и привлечение в край российского и иностранного капитала является одной из важнейших задач социально - экономического развития.

Крайняя ограниченность финансовых ресурсов обусловливает необходимость выработки инвестиционной политики края.

В сфере инвестиционной политики необходимо решить следующие основные задачи:

улучшение инвестиционного климата, в том числе за счет предоставления налоговых льгот и кредитов, в соответствии с Законом Приморского края "Об инвестиционной деятельности в Приморском крае";

обязательное использование конкурсной основы отбора исполнителей (подрядчиков) по объектам адресной программы строительства за счет средств федерального, краевого и муниципального бюджетов;

определение и государственная поддержка приоритетных, обеспечивающих жизнеспособность и дающих наибольший доход, отраслей народного хозяйства края, в том числе за счет предоставления определенных краевых и муниципальных гарантий для привлечения льготных кредитов и инвестиций;

систематическое проведение переоценки основных фондов и индексации амортизационных отчислений, восстановление амортизации в качестве нормального, устойчивого источника финансирования;

содействие в организации системы страхования и залоговых форм инвестирования, в частности, по жилищному строительству, развитию финансовой инфраструктуры и фондового рынка;

информационное обеспечение систем поиска потенциальных инвесторов, предоставление информации об условиях инвестиционной деятельности с целью привлечения инвестиций в экономику края.

Решение названных задач предполагает осуществление активной антикризисной государственной политики. В ближайшей перспективе должны быть в основном созданы нормативно - правовые, экономические и институционные предпосылки, разработаны и внедрены механизмы мобилизации на инвестиционные цели капитала частных российских и иностранных инвесторов, а также сбережений населения.

Одним из главных факторов стабилизации экономики края является ускоренное восстановление и преобразование структуры народного хозяйства края, и прежде всего топливно - энергетического, рыбохозяйственного, лесного, транспортного, агропромышленного и оборонно - промышленного комплексов, горнодобывающей промышленности, социальной инфраструктуры путем активизации инвестиционной деятельности в указанных секторах и сферах экономики. Названные комплексы и отрасли специализации для края являются приоритетными ввиду их значимости. Крайне важным является восстановление в названных ключевых секторах экономики края объемов инвестиций на уровне, обеспечивающем инновационно - технологическое обновление физически изношенного и обесцененного кризисом основного капитала, внедрение наукоемких производств, а также повышение конкурентоспособности отечественного производства.

Решению этих задач будет способствовать:

расширение государственного участия в финансировании приоритетов экономики Приморского края;

внедрение эффективных механизмов привлечения капиталов негосударственных инвесторов при одновременном снижении инвестиционных рисков и увеличении в структуре финансовых источников внебюджетных инвестиций;

активизация процессов на фондовом рынке и повышение ликвидности фондовых активов.

Объемы финансирования капитальных вложений будут зависеть от сроков преодоления кризисной ситуации в стране, определяться инвестиционными возможностями предприятий и организаций всех форм собственности, возможностями государственного бюджета (федерального и краевого), а также бюджетами муниципальных образований края на соответствующий год, исходя из которых будет формироваться и ежегодно уточняться перечень объектов, подлежащих финансированию. При этом, вероятнее всего, будут соблюдаться следующие принципы выделения средств:

средства из федерального бюджета - в основном на реализацию утвержденных в установленном порядке федеральных целевых программ и осуществление мер государственной поддержки, предусмотренных в этих программах;

средства из краевого бюджета - на реализацию краевых программ социальной направленности, включающих строительство объектов общекраевого значения, таких как "Питьевая вода", "Защита Приморского края от наводнений", "Сертификация аэропортов" и другие, на строительство краевых и межрайонных объектов здравоохранения, народного образования, социальной защиты и так далее;

средства муниципальных бюджетов - на реконструкцию и строительство социальных объектов муниципального значения, таких как коммунальное строительство, строительство отдельных объектов социально - культурного назначения (школы, больницы, поликлиники), обслуживающих нужды отдельного города, населенного пункта, района.

Ограниченность ресурсов краевого и муниципальных бюджетов предопределила жесткие подходы к формированию инвестиционных расходов, а именно:

резкое сокращение количества одновременно строящихся объектов, концентрация средств на вводе объектов с высокой строительной готовностью;

пересмотр проектно - сметной документации в сторону снижения стоимости строительства объектов, выделение пусковых комплексов, ввод объектов по очередям;

принятие решений о "судьбе" объектов с низкой строительной готовностью и выработка предложений по их продаже и дальнейшему использованию.

С учетом разразившегося кризиса в экономике страны эти жесткие подходы должны, по всей видимости, сохраниться в социальной сфере на ближайшие годы.