Проблемы топливо - и энергоснабжения являются наиболее важными и острыми для края.
Базой для их решения должны стать "Основные направления энергетической политики Российской Федерации на период до 2010 года", утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 1995 года N 472, Федеральная целевая программа "Топливо и энергия" на 1996 - 2000 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 1996 года N 263, подпрограмма развития топливно - энергетического комплекса в составе Федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996 - 2005 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 480.
Однако, по причине крайне неудовлетворительного выполнения названных решений, в основном из-за невыделения финансовых ресурсов из федерального бюджета, необходимых для реализации федеральных целевых программ, не удалось стабилизировать обстановку в топливно - энергетическом комплексе.
Топливоснабжение края будет зависеть прежде всего от увеличения добычи угля местного производства. Это повысит энергетическую независимость края, расширит возможности большей адаптации топливно - энергетического комплекса к изменяющимся внешним условиями и, в совокупности с определенной долей привозного топлива, обеспечит достаточно высокий уровень надежности топливоснабжения потребителей.
В угольной промышленности края проводится структурная перестройка, цель которой - повышение эффективности производства за счет оптимизации производственного потенциала наиболее работоспособных угледобывающих предприятий и ликвидации высокозатратных и неперспективных шахт и разрезов, сокращение доли привозного угля.
Однако закрытие шахт должно осуществляться только по мере создания новых рабочих мест и наращивания добычи углей на разрезах и участках открытых работ.
Несмотря на оптимистическую оценку открывающейся перспективы добычи нефти и газа на шельфе о. Сахалин, уголь до 2005 года по-прежнему будет занимать в топливном балансе края доминирующую роль.
В ближайшей перспективе основой теплоснабжения и энергоснабжения в крае останутся действующие, строящиеся и реконструируемые ТЭЦ и ГРЭС. Поэтому инвестиционные ресурсы, способствующие созданию и сохранению рабочих мест, должны быть направлены в первую очередь на замену выработавшего свой ресурс оборудования на более экономическое и экологически чистое оборудование, на завершение строительства и ввод мощностей названных энергетических объектов, а также необходимых для передачи электрической энергии линий электропередач и подстанций.
Принимая во внимание дефицитность топлива, для решения в основном локальных проблем обеспечения потребителей электроэнергией инвестиционные ресурсы необходимо направить также на строительство малых ГЭС новых прогрессивных конструкций, на создание энергоустановок, использующих ветровую и солнечную энергию.
Реализация Программы в топливно - энергетическом комплексе, учитывая большую капиталоемкость выполнения мероприятий для стабилизации обстановки в отрасли, возможна только при условии выделения из федерального бюджета и внебюджетных источников необходимых финансовых ресурсов и осуществления других мер государственной поддержки в соответствии с утвержденными федеральными целевыми программами.