Действующий

О КОМПЛЕКСНОЙ ПРОГРАММЕ СОЗДАНИЯ И СОХРАНЕНИЯ РАБОЧИХ МЕСТ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ НА 1999 - 2000 ГОДЫ

1.4. Принципы формирования Программы


Учет демографической составляющей, определяющей потребность населения в рабочих местах, осуществляется по России в целом и по регионам - субъектам Российской Федерации.

Прогноз Госкомстата России на 1996 - 2010 годы показывает, что рост населения в трудоспособном возрасте - категории населения, наиболее активно предъявляющей спрос на рабочие места, будет возрастать. Это значительно повлияет на составляющую спроса российского рынка труда. С 2001 года рост продолжится вплоть до 2005 года, но будет более умеренным. Лишь с 2006 года численность населения в трудоспособном возрасте начнет уменьшаться.

Удельный вес в трудовых ресурсах населения за пределами трудоспособного возраста, занятого в народном хозяйстве, в последние десятилетия сохраняется приблизительно на постоянном уровне. Поэтому нет серьезных оснований для обоснования создания рабочих мест специально для этой группы населения.

Формирование Программы происходит при обязательном учете потребностей территорий и отраслей. Если потребности территорий в рабочих местах связаны в большей степени с развитием населения, с географическими, экономическими и политическими особенностями, то потребности отраслей должны отражать динамику реального потребительского спроса на их продукцию, конкурентные преимущества, международное разделение труда, динамику производительности труда, достижения научно - технического прогресса.

В связи с выбытием значительной доли рабочих мест в отраслях материального производства за счет роста фондоемкости и трудоемкости производственных процессов сохранение рабочих мест предполагается на стратегически важных объектах и ряде градообразующих производств. Создание рабочих мест актуально в третичном секторе: транспорте, связи, отраслях туризма, информационных технологий, услугах населению.

Государство заинтересовано в сохранении рабочих мест, отвечающих социально значимым направлениям развития производства и сферы услуг (производство продуктов питания, переработка сельскохозяйственного сырья и т.п.), причем акценты этой поддержки могут варьироваться в региональном аспекте. Популярными остаются проекты в области пищевой промышленности и строительства (наибольшим спросом пользуется и соответствующее оборудование: для производства колбасных изделий, пива, хлебобулочных и кондитерских изделий, строительных материалов).

Необходимо ориентировать переход производства из неконкурентоспособных отраслей, производящих средства производства, а также "высокотехнологичных" отраслей, которые сохранились на плаву только благодаря субсидиям и искусственной защите от сил, действующих на мировом рынке. Приграничное положение и незамерзающие морские порты создают благоприятные условия для сотрудничества со странами Азиатско - Тихоокеанского региона. Учитывая, что в перспективе разрыв цен на высокотехнологичную продукцию и на первичные ресурсы, а также товары низкой степени переработки будет возрастать, в основе стратегии региональной схемы создания (сохранения) рабочих мест целесообразен принцип сокращения сырьевой направленности экономики края и увеличения доли обрабатывающей промышленности, особенно наукоемких производств. Этот сдвиг должен быть ориентирован на более трудоемкие отрасли и отрасли, требующие высококвалифицированной рабочей силы, которые располагают реальными сравнительными преимуществами. Последние тенденции в сфере экспорта показывают, что самые высокие темпы роста приходились на такие отрасли, как текстильная, швейная и пищевая, а также на отрасли, производящие товары на основе природных ресурсов. С процессом закрепления в стране уровня цен, диктуемых рынком, а также с прекращением субсидий, направляемых в сферу производства, проявится более реальная картина конкурентных возможностей системы производства как на внутреннем, так и на международном рынках.

Однако в отношении отраслей, обеспечивающих основные экономично - социальные интересы государства, должна проводиться политика защиты отечественного рынка на период технической модернизации при строгом ограничении в сроках.