Несмотря на достигнутые результаты в области совершенствования системы управления общественными финансами, все еще сохраняется существенное количество проблем, требующих решения.
Ключевая проблема N 1: недостаточно эффективное расходование бюджетных средств на оказание государственных услуг исходя из необходимости максимально полного удовлетворения потребностей жителей и организаций Ивановской области в государственных услугах.
Основные причины - низкая клиентоориентированность существующей системы оказания государственных услуг, слабая связь бюджетного финансирования с результатами деятельности, распыление по большому количеству объектов бюджетного финансирования капитальных вложений.
В основе недостаточной ориентации на клиента при оказании государственных услуг:
а) Слабая заинтересованность бюджетных учреждений в повышении качества и иных параметров оказания государственных услуг, что связано с:
- Отсутствием конкуренции в сфере оказания государственных услуг из-за нерыночного характера их оказания (отсутствуют оформленный бюджетный спрос на государственные услуги и альтернативное предложение государственных услуг);
- Отсутствием механизма, увязывающего объемы расходов на содержание бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги, с целевыми показателями предоставления соответствующих услуг;
б) Отсутствие целостной системы учета потребности в объемах предоставления государственных услуг;
в) Недостаточный контроль качества предоставления государственных услуг, связанный с:
- Отсутствием систематизированного набора требований к качеству оказания государственных услуг, согласованных с текущими возможностями областного бюджета;
- Отсутствием механизма контроля качества государственных услуг со стороны их потребителей - жителей и организаций Ивановской области.
Слабая связь бюджетных расходов на оказание государственных услуг с уровнем их предоставления обусловлена:
а) Слабым проникновением программно-целевого метода планирования в практику формирования и исполнения областного бюджета;
б) Отсутствием мониторинга качества, доступности, надежности, стоимости и иных характеристик оказания государственных услуг;
в) Формированием бюджета по затратному принципу, исходя из необходимости поддержания сложившегося уровня расходов, а не исходя из необходимости предоставления определенного набора услуг на соответствующем уровне.
Распыление бюджетного финансирования капитальных вложений, направляемого на развитие сети бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги, происходит в силу:
а) Отсутствия нормативно закрепленной процедуры, исключающей возможности планирования инвестиций сверх предусмотренных объемов финансирования;
б) Отсутствия механизма, увязывающего капитальные вложения в сеть бюджетных учреждений, оказывающих государственные услуги, с целевыми показателями объемов и качества предоставления соответствующих услуг.
Ключевая проблема N 2: низкая эффективность бюджетных расходов, направляемых на решение комплексных социально-экономических проблем.
Основные причины:
а) Низкая эффективность областных целевых программ как инструмента решения комплексных социально-экономических проблем. Областные целевые программы используются преимущественно как инструмент получения дополнительного финансирования, не решая (либо не в полной мере решая) декларируемые проблемы;
б) Низкая эффективность инвестиционной финансовой помощи муниципальным образованиям;
в) Недостаточная обоснованность расходов по предоставляемым субсидиям в рамках областного фонда софинансирования социальных расходов.
В основе низкой эффективности областных целевых программ лежат:
а) Невысокое качество действующих программ, которое выражается в:
- слабой проработанности целей, задач, отсутствии рационального содержательного обоснования предлагаемых механизмов решения для достижения целевых результатов;
- отсутствии увязки мероприятий (в т.ч. предполагающих расходы капитального характера) с показателями результатов, отражающими степень решения социально-экономических проблем, на которое была направлена областная целевая программа;
- взаимной несопоставимости действующих областных целевых программ, связанной с частым внесением существенных изменений в процедуру подготовки и утверждения программ. Областные целевые программы, разработанные в разное время, различаются по структуре, полноте содержания, виду утверждающего документа. Инвентаризации программ с целью приведения их к единым стандартам не проводилось;
б) Слабая организация финансирования областных целевых программ, которая заключается в: