Действующий

О ПРОГРАММЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ФИНАНСОВ ИВАНОВСКОЙ ОБЛАСТИ (с изменениями на: 20.05.2010)


 Постановка задач для достижения целей

На основе установленных целей, а также анализа проблемного поля, которое предстоит разрешить в процессе реформирования, сформирован набор из 23 задач. Большинство задач полностью относятся к достижению одной из целей, вместе с тем отдельные задачи имеют комплексный характер и направлены на достижение нескольких целей одновременно.

Для достижения цели "Повышение качества и эффективности оказания государственных услуг Ивановской области" необходимо:

- Создать систему учета потребности в предоставлении государственных услуг. Учет потребности в предоставлении государственных услуг позволит планировать в бюджете необходимые объемы текущего финансирования, объективно подходить к выбору приоритетов бюджетной политики и объектов инвестирования, исходя из необходимости ликвидации существующих дефицитов в предоставлении государственных услуг;

- Перейти к оказанию государственных услуг на основе стандартов качества. Это позволит существенно повысить клиентоориентированность государственных услуг. Получатели приобретут инструмент контроля качества услуг в виде обязательных к исполнению, однозначных в толковании и проверке стандартов качества государственных услуг. Кроме того, стандарты, представляя собой описание услуги, облегчат передачу полномочий по оказанию государственных услуг сторонним организациям;

- Расширить состав государственных услуг, предоставление которых может осуществляться автономными некоммерческими организациями и (или) частными организациями. Решение данной задачи позволит создать конкурентные условия в отдельных сферах оказания государственных услуг за счет институционализации бюджетного спроса на государственные услуги и перехода к новым формам их оказания;

- Внедрить бюджетирование, ориентированное на результат в отношении расходов на предоставление государственных услуг. Решение данной задачи позволит сформировать механизм, увязывающий финансирование деятельности по оказанию государственных услуг с целевыми показателями уровня предоставления услуг. Документами, в рамках которых будет осуществляться планирование деятельности по оказанию государственных услуг, станут ведомственные программы субъектов бюджетного планирования;

- Оптимизировать планирование и мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств. В рамках ведомственных программ, направленных на организацию оказания государственных услуг, будут предусматриваться инвестиционные расходы, необходимые для повышения качества и (или) увеличения объемов предоставления услуг. Процедура формирования ведомственных программ будет исключать возможность планирования инвестиций сверх предусмотренных объемов финансирования и позволит обеспечить учет эксплуатационных расходов будущих периодов, возникающих в связи с осуществлением инвестиций.

Для достижения цели "Повышение эффективности решения комплексных социально-экономических проблем Ивановской области" планируется:

- Модернизировать процедуры формирования и реализации долгосрочных целевых программ. Решение данной задачи кардинально изменит ситуацию в сфере применения программно-целевого метода планирования бюджетных расходов. По сравнению с существующими областными целевыми программами, долгосрочные целевые программы будут отличаться существенно более высоким уровнем проработанности. Все долгосрочные целевые программы будут разработаны в соответствии с едиными требованиями к их структуре и содержанию. Изменится подход к финансированию долгосрочных целевых программ. Объемы финансирования программ можно будет изменять только при условии соответствующей переработки всей Программы в целом, включая цели, задачи, мероприятия, целевые показатели оценки достижения результатов, сроки реализации. Будет введена практика заключения долгосрочных контрактов по исполнению мероприятий долгосрочных целевых программ. Возрастет полнота регламентации процесса разработки, рассмотрения и реализации программ в целом;

- Оптимизировать планирование и мониторинг реализации инвестиционных проектов, реализуемых за счет бюджетных средств. Часть инвестиционных проектов, финансируемых за счет бюджетных средств, будет нацелена на решение сложных межотраслевых проблем областного значения. Финансирование данных проектов будет предусмотрено через институт долгосрочных целевых программ. Утверждение Программы гарантировано обеспечит финансирование инвестиционных проектов в полном объеме в течение всего планового срока реализации;

- Внедрить объективные и прозрачные механизмы распределения финансовой помощи. Распределение средств областного фонда софинансирования расходов будет осуществляться исключительно на основе законодательно утвержденных формализованных методик. Будет предусмотрена возможность стимулирования отдельных муниципальных образований посредством распределения ФСР с целью опережающего социально-экономического развития отдельных территорий. Часть ФСР будет распределяться в целях поддержки реализации инвестиционных проектов местного значения. Будет создан объективный, прозрачный механизм отбора проектов для их финансирования. Финансирование отобранных проектов будет вестись в запланированном объеме в течение всего срока реализации.

Для достижения цели "Сокращение рисков и повышение финансовой устойчивости бюджетной системы Ивановской области" необходимо:

- Осуществить переход к трехлетнему бюджету. Первый трехлетний бюджет будет разработан в 2008 году на период 2009 - 2011 г. г. При его подготовке существенно вырастет качество прогнозирования доходов. Расходы бюджета на второй и третий годы реализации будут в большей части распределены между главными распорядителями бюджетных средств. Это создаст возможности для заключения контрактов на весь срок действия трехлетнего бюджета;

- Модернизировать процедуры формирования и практического применения реестров расходных обязательств. Это означает приведение процедур формирования реестров расходных обязательств к новым требованиям Министерства финансов РФ. Будет решена проблема формирования и представления реестров муниципальными образованиями. Значительные усилия будут направлены на техническое и программное оснащение, подготовку кадров финансовых служб на уровне поселений;

- Оптимизировать процесс планирования и финансирования временных кассовых разрывов. Предполагается переход к управлению кассовыми разрывами на основе системы инструментов, в минимальной степени зависящих от внешних факторов;

- Снизить и постепенно ликвидировать просроченную кредиторскую задолженность государственных унитарных предприятий. Создать систему мониторинга задолженности бюджета и бюджетных учреждений. Будет создан институциональный механизм оперативного реагирования на возможное появление просроченной задолженности;

- На регулярной основе осуществлять публичную независимую экспертизу всех законопроектов в области бюджетного и налогового законодательства;

- Обеспечить переход к полной оплате гражданами платежей за жилищно-коммунальные услуги при увеличении социальной поддержки наименее обеспеченных слоев населения. Будет прекращена практика перекрестного субсидирования в сфере ЖКХ, существенно повышена эффективность бюджетных расходов на предоставление субсидий по оплате услуг ЖКХ;

- Организовать оперативный учет задолженности перед бюджетом, рассроченных и отсроченных платежей в бюджет. Это позволит сократить объем недоимки по платежам в областной бюджет. Предполагается создание институциональных механизмов своевременного выявления задолженности перед бюджетом и бюджетными учреждениями, мониторинга рассроченных и отсроченных платежей в бюджет;

- Создать систему формализованных процедур оценки финансовых последствий предоставляемых льгот по уплате налогов и сборов. Это позволит существенно рационализировать процесс принятия решений об установлении или отмене налоговых льгот. Необходимо будет отменить предоставляемые налоговые льготы, оцененные как неэффективные;

- Реализовать целый комплекс мер, направленных на повышение деловой активности в области. В первую очередь, предусматривается создать системные механизмы поддержки субъектов малого предпринимательства. На основе развернутой системы мониторинга обеспечить органы, ответственные за регулирование процессов деловой активности в регионе, достоверной информацией о деятельности малого и среднего бизнеса;

- Повысить прозрачность и доступность сведений о собственности Ивановской области. Будет усовершенствован механизм раскрытия информации о собственности Ивановской области. Установлен порядок и состав сведений для регулярной публикации в средствах массовой информации;

- Повысить эффективность управления государственными унитарными предприятиями и долями Ивановской области в уставных капиталах акционерных обществ. Во многом это будет достигнуто через институционализацию существующих лучших практик управления государственным имуществом;

- Внедрить формализованные процедуры управления государственным долгом Ивановской области, принятия долговых обязательств, их рефинансирования. Это позволит обеспечить поддержание финансовой устойчивости и платежеспособности областного бюджета в среднесрочной перспективе;

- Внедрить объективные и прозрачные механизмы распределения финансовой помощи между муниципальными образованиями. Будет устранена существующая неполнота в данных статистической информации при проведении расчетов бюджетного выравнивания. Формализованы механизмы распределения фонда софинансирования расходов;

- Формализовать процедуры предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям. Будет создан прозрачный, регламентированный механизм распределения бюджетных кредитов, предоставляемых муниципальным образованиям на финансирование временных кассовых разрывов. Предполагается внедрить конкурсный принцип распределения кредитов, шире использовать элементы стимулирования муниципальных образований, повышающих качество управления собственными финансами;

- Усовершенствовать мониторинг качества управления финансами муниципальных образований и их платежеспособности. При распределении финансовой помощи из областного бюджета будут учитываться результаты проводимого мониторинга финансового управления муниципальных образований. На первом этапе результаты мониторинга будут учтены при распределении субсидий из фонда реформирования муниципальных финансов. В дальнейшем механизмы стимулирования повышения качества управления муниципальными финансами будут встроены в процедуру распределения межбюджетных трансфертов;

- Повысить квалификацию государственных гражданских служащих Ивановской области в сфере управления публичными финансами. Образовательные программы, в первую очередь, будут направлены на дальнейшее углубление знаний и развитие навыков государственных служащих в вопросах бюджетного планирования, управления задолженностью и государственным долгом, управления доходной базой и государственным имуществом;

- Обеспечить максимальную публичность в управлении финансами области и реализации Программы реформирования. Привлечь внимание общественности к проводимым преобразованиям. Публичность принимаемых решений в области управления финансами рассматривается в качестве инструмента управления рисками реализации всей Программы реформирования финансов Ивановской области, снижения вероятности негативного восприятия в общественном сознании проводимых преобразований.